Аджорнаменто антропологии: преодоление границы между природой и культурой

  • Наталья Николаевна Ростова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Аннотация

В статье анализируются современные западные проекты по обновлению антропологии. Их объединяет идея конца человеческой исключительности, которая является современной формой реализации концепции смерти человека. Согласно идее конца человеческой исключительности, у человека нет онтологических привилегий в мире и он должен мыслиться как часть в совокупности прочих частей целого — природы, космоса, объектов и т. п. Можно выделить четыре формы реализации этой идеи: через преодоление оппозиций «природа–культура», «человек–животное», «человек–техника», «человек–объекты». В статье анализируется первая форма этой идеи — проекты антропологии по ту сторону природы и культуры. В рамках этих проектов наблюдаются две тенденции — натурализация человека и антропоморфизация мира. Оба направления исследуются на примере работ, с одной стороны, Ж.-М. Шеффера, с другой — Ф. Дескола и Э. Вивейруша де Кастру. Антропология Ж.-М. Шеффера становится анти-антропологией в тот момент, когда он начинает говорить о человеке на языке эволюционной биологии. Человек вписывается им в эволюционную процессуальность, в рамках которой причина действий человека оказывается вне его. Антропоморфизация мира обосновывается этнографическими данными о так называемых примитивных народах. Если в натурализме речь идет о редукции антропологического к биологическому, то здесь возможно говорить об интеллектуальном подлоге. Ф. Дескола и Э. Вивейруш де Кастру отождествляют идеи слабой философии с основаниями, на которых строится жизнь мистериальный общины. Мистериальное в таком случае описывается в социальных категориях, а экзотическое содержание представлений изучаемых народов служит аргументом для хаотизации наших собственных представлений. По мнению автора статьи, современные антиантропологи пытаются интерпретировать подлинно человеческое, заключенное в мистерии, в терминах нечеловеческого.

Ключевые слова:

философская антропология, идея смерти человека, нечеловеческое, нечеловеческий Другой, сознание, мистерия, новый натурализм, свобода, культура, природа

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Гиренок, Ф. (2010), Аутография языка и сознания, М.: МГИУ.

2. Gare A. and Hudson W. (eds) (2017), For а New Naturalism, New York: Telos Press.

3. Гуревич, П. С. и Попов, Ю. Н. (ред.) (1988), Проблема человека в западной философии,, М.: Прогресс.

4. Шеффер, Ж.-М. (2010), Конец человеческой исключительности, М.: Новое литературное обозрение.

5. Пинкер, С. (2018), Чистый лист: Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня, М.: Альпина нон-фикшн.

6. Дескола, Ф. (2012), По ту сторону природы и культуры, М.: Новое литературное обозрение.

7. Вивейруш де Кастру, Э. (2017), Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии, М.: Ад Маргинем Пресс.

8. Кон, Э. (2018), Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека, М.: Ад Маргинем Пресс.

9. Гуревич, П. С. (2018), Классическая и неклассическая антропология: сравнительный анализ, М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Петроглиф.

10. Кутырев, В. А. (2015), Последнее целование. Человек как традиция, СПб.: Алетейа.

11. Jensen, C. B., Ballestero, A., De la Cadena, M., Fisch, M. and Ishii, M. (2017), New Ontologies? Reflections on Some Recent “Turns” in STS, Anthropology and Philosophy, Social Anthropology, vol. 25 (4), рр. 525–545.

12. Henare A., Holbraad M. and Wastell S. (2007), Thinking Through Things: Theorising Artefacts Ethnographically, London: Routledge.

13. Graeber, D. (2015), Radical alterity is just another way of saying “reality”: a reply to Eduardo Viveiros de Castro, Journal of Ethnographic Theory, vol. 5 (2), рр. 1–41.

14. Mignolo, W. D. (2009), Idea of Latin America, New York: John Wiley & Sons.

15. Саид, Э. (2012), Культура и империализм, СПб.: Владимир Даль.

16. Говорунов, А. В. и Кузьменко, О. П. (2013), Ориентализм и право говорить за другого, Международный журнал исследований культуры, № 2, с. 26–43.

17. Тлостанова, М. В. (2009), Деколонизация гуманитарного знания, Вестник РУДН. Серия: Философия, № 1, с. 5–14.

18. Quentel, J. C. (2008), Le paradoxe de l’humain, Le Débat, no. 152, pр. 136–141.

19. Алейник, Р. М. (2013), Познание и мировоззрения: натуралистская позиция, Философская мысль, № 6, с. 40–67.

20. Данакари, Л. Р. (2016), Эволюционная эпистемология об эволюционно-биологических предпосылках познания, Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, № 3, с. 27–35.

21. Эгамбердиев, Ж. Б. и Шаповалова, Т. А. (2015), Философская концепция культуры Ж.-М. Шеффера и «Программа нового натурализма», в Избранные доклады 61-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых: сборник научных статей, ред. Чиханов, Д. А., Томск: Изд-во НИ ТПУ, с. 926–932.

22. Долин, В. А. (2018), Положение человека эпохи постмодерна в мире природы: антиантропоцентрический поворот?, в Человек и природа: сборник научных статей, ред. Кураков, Л. П., Чебоксары: БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии, с. 18–22.

23. Kohn, E. (2009), A Conversation with Philippe Descola, Tipití: Journal of the Society for the Anthropology of Lowland South America, vol. 7, iss. 2, рр. 135–150.

24. Keck, F. (2006), Le point de vue de l’animisme. À propos de Par-delà nature et culture de Philippe Descola, Esprit, vol. 8, рр. 30–43.

25. Яворский, Д. Р. (2014), Рецензия на книгу Филиппа Дескола «По ту сторону природы и культуры», Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 8, с. 147–150.

26. Мамардашвили, М. (2010), Классический и неклассический идеалы рациональности, М.: Азбука.

27. Интервью А. Бадью с М. Фуко 1965 г. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/5556-cheloveka-na-samom-dele-ne-sushchestvuet-mishel-fuko-o-tom-chto-takoe-psikhologiya (дата обращения: 14.11.2018).

28. Фуко, М. (2007), Безумие, отсутствие творения, в Юнг, К. Г. и Фуко, М., Матрица безумия, М.: Алгоритм; Эксмо, с. 137–148.

29. Ваттимо, Дж. (2008), Эпоха интерпретаций, Логос, № 4, с. 120–128.

30. Капуто, Дж. (2011), Как секулярный мир стал постсекулярным, Логос, № 3, с. 186–205.

31. Рорти, Р. (2008), Антиклерикализм и атеизм, Логос, № 4, с. 111–119.

32. Делез, Ж. (1998), Различие и повторение, СПб.: Петрополис.

33. Делез, Ж. (1999), Мишель Турнье и мир без Другого, в Турнье, М., Пятница, или Тихоокеанский лимб, СПб.: Амфора, с. 282–302.

References

1. Girenok, F. I. (2010), Autodescription of language and consciousness, Moscow: MGIU Publ. (In Russian)

2. Gurevich, P. S. and Popov, Yu. N. (ed.) (1988), The human problem in western philosophy, Moscow: Progress Publ. (In Russian)

3. Gare, А. and Hudson, W. (eds) (2017), For а New Naturalism, New York: Telos Press.

4. Schaeffer, J.-M. (2010), The end of human exclusivity, rus. ed., transl. by Zenkin, S. N., Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

5. Pinker, S. (2018), The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature, rus. ed., transl. by Borodina, G., Moscow: Al’pina non-fikshn Publ. (In Russian)

6. Descola, Ph. (2012), Beyond nature and culture, rus. ed., transl. by Smolickaya, O. and Ryndin, S., Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

7. Viveiros de Castro, E. (2017), Cannibal Metaphysics, rus. ed., transl. by Kralechkin, D., Moscow: Ad Marginem Press Publ. (In Russian)

8. Kohn, E. (2018), How Forests Think: Toward an Anthropology beyond the Human, rus. ed., transl. by Borovikov, A., Moscow: Ad Marginem Press Publ. (In Russian)

9. Gurevich, P. S. (2018), Classical and non-classical anthropology: comparative analysis, Moscow and St. Petersburg: Petroglif Publ. (In Russian)

10. Kutyrev, V. A. (2015), Last kiss. People like a tradition, St. Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)

11. Jensen, C. B., Ballestero, A., De la Cadena, M., Fisch, M. and Ishii, M. (2017), New Ontologies? Reflections on Some Recent “Turns“ in STS, Anthropology and Philosophy, Social Anthropology, vol. 25, no. 4, рр. 525–545.

12. Henare, A., Holbraad, M. and Wastell, S. (2007), Thinking Through Things: Theorising Artefacts Ethnographically, London: Routledge.

13. Graeber, D. (2015), Radical alterity is just another way of saying “reality”: a reply to Eduardo Viveiros de Castro, Journal of Ethnographic Theory, vol. 5, no. 2, рр. 1–41.

14. Mignolo, W. D. (2009), Idea of Latin America, New York: John Wiley & Sons.

15. Said, E. W. (2012), Culture and Imperialism, rus. ed., transl. by Govorunov, A. V., St. Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)

16. Govorunov, A. V. and Kuz’menko, O. P. (2013), Orientalism and the right to speak for another, Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul’tury, vol. 2, рр. 26–43.

17. Tlostanova, M. V. (2009), Decolonization of the Humanities, Vestnik RUDN. Seriia: Filosofiia, vol. 1, рр. 5–14. (In Russian)

18. Quentel, J. C. (2008), Le paradoxe de l’humain, Le Débat, vol. 152, pр. 136–141.

19. Alejnik, R. M. (2013), Knowledge and Outlook: naturalistic position, Filosofskaia mysl’, vol. 6, рр. 40–67. (In Russian)

20. Danakari, L. R. (2016), Evolutionary epistemology of evolutionary-biological prerequisites of cognition, Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiia. Psikhologiia. Sotsiologiia, vol. 3, рр. 27–35. (In Russian)

21. Egamberdiev, Zh. B. and Shapovalova, T. A. (2015), The J.-M. Schaeffer’s philosophical concept of culture and the new naturalism, in Chinakhov, D. A. (ed.), Izbrannye doklady 61-i universitetskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh: Sbornik nauchnykh statei, Tomsk: NI TPU Publ., рр. 926–932. (In Russian)

22. Dolin, V. A. (2018), Position of postmodern man in the world of nature: anti-anthropocentric turn?, in Kurakov, L. P. (ed.), Chelovek i priroda: Sbornik nauchnykh statei, BOU VO «ChGIKI» Minkul’tury Chuvashii, Cheboksary, рр. 18–22. (In Russian)

23. Kohn, E. (2009), A Conversation with Philippe Descola, Tipití: Journal of the Society for the Anthropology of Lowland South America, vol. 7, no. 2, рр. 135–150.

24. Keck, F. (2006), Le point de vue de l’animisme. À propos de Par-delà nature et culture de Philippe Descola, Esprit, vol. 8, рр. 30–43.

25. Yavorskij, D. R. (2014), Review of Philip Descol’s book «Beyond nature and culture», Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, vol. 8, рр. 147–150. (In Russian)

26. Mamardashvili, M. K. (2010), Classical and nonclassical ideals of rationality, Moscow: Azbuka Publ.(In Russian)

27. A. Badiou’s interview with M. Foucault in 1965. Аvailable at: https://theoryandpractice.ru/posts/5556-cheloveka-na-samom-dele-ne-sushchestvuet-mishel-fuko-o-tom-chto-takoe-psikhologiya (accessed: 14.11.2018). (In Russian)

28. Foucault, M. (2007), Madness, absence of creation, in Selin, O. V. (ed.), Madness matrix, Moscow: Algoritm Publ., Eksmo Publ., рр. 137–148. (In Russian)

29. Vattimo, G. (2008), Era of interpretations, Logos, vol. 4, рр. 120–128. (In Russian)

30. Caputo, J. (2011), How the secular world became post-secular, Logos, vol. 3, рр. 186–205. (In Russian)

31. Rorty, R. (2008), Anti-clericalism and atheism, Logos, vol. 4, рр. 111–119. (In Russian)

32. Deleuze, G. (1998), Difference and repetition, rus. ed., transl. by Man’kovskaya, N. B. and Yurovskaya, E. P., St. Petersburg: Petropolis Publ. (In Russian)

33. Deleuze, G. (1999), Mishel’ Turn’e i mir bez Drugogo, in Tournier, M., Friday, or Pacific limb, St. Petersburg: Amfora Publ., рр. 282–302. (In Russian)

Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
Ростова, Н. Н. (2020). Аджорнаменто антропологии: преодоление границы между природой и культурой. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(4), 731–750. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.411