Взаимоотношение чувственного и сознания в философии Нагарджуны

Авторы

  • Сергей Юрьевич Лепехов Институт монголоведения, буддологии и тибетологии

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.412

Аннотация

Взаимоотношение чувственного и сознания представляет собой значимую проблему во многих философских системах. Ряд особенностей религиозной философии связан с тем, что в ней приходится согласовывать используемую аргументацию с неизменными и находящимися вне возможности критического обсуждения основополагающими религиозными догматами (что, в свою очередь, стимулировало развитие экзегетики и герменевтики). Особенность индийской и развивающейся в ее русле буддийской философии заключалась в большем удельном весе полемических материалов, направленных против представителей других конкурирующих школ, чем это наблюдается в западной философии. В статье обсуждается формирование представления о «чувственном» в различных буддийских школах (тхеравада, сарвастивада, мадхьямака). Отмечается взаимообусловленность чувственного и ментального (нама-рупа) в концепциях тхеравадинов и сарвастивадинов. Разъясняются особенности употребления терминов «хинаяна» и «хинаянист» в махаянистских текстах. Обсуждаются терминологические различия в употреблении понятий «явный смысл» и «скрытый смысл» представителями тхеравады и мадхьямаки. Прослеживается развитие представления о «двух истинах» до уровня концепции в философии Нагарджуны. Обсуждаются особенности аргументации этого философа относительно отсутствия «собственной природы» «чувственного» (рупа) и его анализ различных аспектов реальностей, в том числе и иллюзий, воспринимаемых также как реальность. Оценивается релевантность возможного вывода о том, что Нагарджуна мог допускать большую реальность сознания в сравнении с «чувственным». Делается вывод об отсутствии у Нагарджуны прямых утверждений о наличии онтологического статуса у сознания. Высказывается предположение о возможности применения концепции «двух истин» в социальной практике. В приложении дается авторский перевод с санскрита и тибетского одного из гимнов Нагарджуны: «Восхваление непостижимого» (Acintyastava).

Ключевые слова:

буддизм, тхеравада, сарвастивада, мадхьямака, нама-рупа, Нагарджуна, Ачинтьястава

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Bhikkhu Ñānamoli (1999), Introduction, in Buddhaghosa (ed.), Visuddhimagga: The Path of Purification, transl. by Bhikkhu Ñānamoli, Seattle: Buddhist Publication Society, pp. i–xlix.

2. Лепехов, С. Ю. (2019), Влияние наследия Нагарджуны на индийскую философию, Вестник БГУ. Философия, № 1, c. 24–38.

3. Westerhoff, J. (2015), Chapter 7. Nāgārjuna’s Yogācāra, in Madhyamaka and Yogācāra: Allies or Rivals?, Garfild, Jay L. and Westerhoff, J. (eds), Oxford and New York: Oxford University Press, pp. 165–183.

4. Лепехов, С. Ю. (1999), Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации, Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН.

5. Tola, F. and Dragonetti, C. (1985), Nāgārjuna’s Catustava, Journal of Indian Philosophy, vol. 13, no. 1, pp. 1–54.

6. Nāgārjuna. Acintyastava (s. a.), Narthang edition of the Acintyastava by Krsnapandita and Tshul khrims rgyal ba. (Narthang ed., no. 19, Ka, fol. 84b–87a).

References

1. Bhikkhu Ñānamoli (1999), Introduction, in Buddhaghosa (ed.), Visuddhimagga: The Path of Purification, transl. by Bhikkhu Ñānamoli, Seattle: Buddhist Publication Society, pp. i–xlix.

2. Lepekhov, S. Yu. (2019), The Impact of Nagarjuna’s Legacy on Indian Philosophy, Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia, no. 1, pp. 24–38. (In Russian)

3. Westerhoff, J. (2015), Chapter 7. Nāgārjuna’s Yogācāra, in Garfild, J. L. and Westerhoff, J. (eds), Madhyamaka and Yogācāra: Allies or Rivals?, Oxford and New York: Oxford University Press, pp. 165–183.

4. Lepekhov, S. Yu. (1999), The Philosophy of Madhyamics and Genesis of the Buddhist Civilization, Ulan-Ude: BNt’s SO RAN Publ. (In Russian)

5. Tola, F. and Dragonetti, C. (1985), Nāgārjuna’s Catustava, Jornal of Indian Philosophy, vol. 13, no. 1, pp. 1–54.

6. Nāgārjuna (s. a.), Acintyastava, Narthang edition of the Acintyastava by Krsnapandita and Tshul khrims rgyal ba. (Narthang ed., no. 19, Ka, fol. 84b–87a).

Загрузки

Опубликован

31.12.2020

Как цитировать

Лепехов, С. Ю. (2020). Взаимоотношение чувственного и сознания в философии Нагарджуны. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 36(4), 751–765. https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.412