Православный самиздат в Чувашии в 1960–1980-х годах

Авторы

  • Андрей Геннадьевич Берман Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.113

Аннотация

Статья посвящена феномену православного церковного самиздата во второй половине XX столетия. Под православным самиздатом в данной работе понимается комплекс текстов, растиражированных кустарным способом и распространявшихся в так называемой прицерковной среде без санкции церковных или светских властей. В условиях советской действительности церковная среда представляла собой глубокую периферию общественной жизни и формировалась из маргиналов, вытолкнутых советской властью на социальную обочину. Специфическое положение церковных людей в СССР определяло репертуар текстов самиздата, их идеологическую направленность. Источниковую базу для данной статьи составила большая библиотека церковного самиздата, оставшаяся после смерти Елизаветы Федоровны Захаровой, активной прихожанки Введенского кафедрального собора в Чебоксарах, типичной представительницы прицерковного круга. В статье дан обзор жанров произведений, хранившихся в качестве самиздата в библиотеке Захаровой: богослужебные тексты, кустарные копии дореволюционных изданий, духовные стихи, тематические сборники, произведения фольклора, апологетическая литература, эсхатологические и конспирологические тексты и др. Одной из особенностей бытования православного самиздата в Чувашии было то, что многие тексты циркулировали в переводах на чувашский язык. К числу особенностей чебоксарского самиздата можно отнести тиражирование прозаического перевода поэм Джона Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай». Церковный самиздат выполнял ряд важных функций в прицерковной среде: решал проблему спроса на богослужебную и вероучительную литературу в условиях дефицита, транслировал неподцензурные тексты, сплачивал церковных людей и мог быть источником дополнительного заработка. В целом церковный самиздат был важной составляющей культуры «прицерковного круга» в советское время. При цитировании неопубликованных источников сохраняются особенности орфографии и пунктуации оригинала.

Ключевые слова:

самиздат, православие, прицерковный круг, религиозный фольклор, СССР, Чувашия, Чебоксары, история, XX век

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Даниэль, А. (2005), Истоки и смысл советского Самиздата, в Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е — 1980-е, т. 1, общ. ред. Игрунов, В. В., М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, c. 17–33.

2. Пятковский, А. (2012), Очерк истории самиздата, Интернет-журнал Гефтер. URL: http://gefter.ru/archive/5757 (дата обращения: 28.09.2018).

3. Беглов, А. Л. (2014), Церковный самиздат в составе архива тайных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря в Москве (1920–1930-е гг.), Международная конференция «Самиздат: эпохи, тексты, судьбы», Москва, 26–27 июня 2014 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qDWxJ4dN4Z0 (дата обращения: 01.09.2018).

4. Тарабукина, А. В. (2000), Фольклор и культура прицерковного круга: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09, СПб., 2000. URL: http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/books/Tarabukina/arina_tarabukina.html (дата обращения: 01.09.2018).

5. Ахметова, М. В. (2010), Конец света в одной отдельно взятой стране: религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф, М.: ОГИ; РГГУ.

6. Панченко, А. А. (1998), Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России, СПб.: Алетейя.

7. Панченко, А. А. (2015), Компьютер по имени Зверь: эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах, Антропологический форум, No 27, с. 122–141.

8. Берман, А. Г. (2012), Мелочи приходской жизни (несколько эпизодов внутренней жизни Введенского кафедрального собора г. Чебоксар в 1960-х гг. XX в.), Сборник научных трудов кафедры

гуманитарных дисциплин Волжского филиала МАДИ, вып. 3, Чебоксары: Волжский филиал МАДИ, с. 14–26.

9. Кравецкий, А. Г. и Плетнева, А. А. (2001), История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX в.), М.: Языки славянской культуры.

10. Пигин, А. В. (2006), Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности, СПб.: Дмитрий Буланин.

11. Чередникова, М. П. (2001), Письменная традиция обмираний, Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты, сост. Христофорова, О. Б., отв. ред. Неклюдов, С. Ю., М.: РГГУ, с. 227–246.

12. Мильтон в русской простонародной культуре XVIII–XIX веков (2015). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мильтон_в_русской_простонародной_культуре_XVIII—XIX_веков#cite_ref-_8670c6e0a5517565_2-0 (дата обращения: 28.09.2018).

13. Мильтон, Д. (1976), Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец, М.: Художественная литература.

References

1. Daniehl’, А. (2005), The origins and meaning of the Soviet Samizdat, in Antologiia samizdata. Nepodtsenzurnaia literatura v SSSR. 1950-e — 1980-e, ed. by Igrunov, V. V., Moscow: Mezhdunarodnyi institut gumanitarno-politicheskikh issledovanii Publ., vol. 1, pp. 17–33. (In Russian)

2. Pyatkovskij, А. (2012), Essay on the history of samizdat, Gefter. Available at: http://gefter.ru/archive/5757 (accessed: 01.09.2018). (In Russian)

3. Beglov, А. L. (2014), Church samizdat in the archive of secret monastic communities of the Vysoko-Petrovsky Monastery in Moscow (1920–1930), in International conference “Samizdat: epochs, texts, fates”, Moscow, Russia, 26–27 June 2014. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=qDWxJ4dN4Z0 (accessed: 01.09.2018). (In Russian)

4. Tarabukina, А. V. (2000), Folklore and culture of the parish circle, PhD Thesis, 10.01.09, St. Petersburg. Available at: http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/books/Tarabukina/arina_tarabukina.html (accessed: 01.09.2018). (In Russian)

5. Аkhmetova, M. V. (2010), The end of the world in one separately taken country: religious communities of post-Soviet Russia and their eschatological myth, Moscow: OGI Publ., RGGU Publ., 336 p. (In Russian)

6. Panchenko, А. А. (1998), Studies in the folksy Orthodoxy. Village shrines of the North-West of Russia, St. Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)

7. Panchenko, А. А. (2015), The Beast Computer of Brussels: Apocalyptic Imagination and Conspiracy Theories in Present Day Religious Culture, Antropologicheskii forum, vol. 27, pp. 122–141. (In Russian)

8. Berman, А. G. (2012), The trifles of the parish life (Several episodes of the inner life of the Cathedral Presentation of Mary in Cheboksary in the 1960s), in Sbornik nauchnykh trudov kafedry gumanitarnykh distsiplin Volzhskogo filiala MАDI, Cheboksary: Volzhskii filial MADI Publ., vol. 3, pp. 14–26. (In Russian)

9. Kravetskij, А. G. and Pletneva, А. А. (2001), History of Church Slavonic in Russia (late XIX — XX century), Moscow: Iazyki slavianskoi kul’tury Publ. (In Russian)

10. Pigin, А. V. (2006), Visions of the Otherworld in the Russian manuscript literacy, St. Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ. (In Russian)

11. Cherednikova, M. P. (2001), Written tradition of temporary death, in Sny i videniia v narodnoi kul’ture. Mifologicheskii, religiozno-misticheskii i kul’turno-psikhologicheskii aspekty, comp. by Khristoforova, O. B., resp. ed. Neklyudov, S. Yu., Moscow: RGGU Publ., pp. 227–246. (In Russian)

12. Milton in the Russian folk culture of the XVIII–XIX centuries(2015). Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мильтон_в_русской_простонародной_культуре_XVIII—XIX_веков#cite_ref-_8670c6e0a5517565_2-0 (accessed: 28.09.2018). (In Russian)

13. Milton, J. (1976), Paradise Lost. Poems. Samson Agonistes, Moscow: Khudozhestvennaia literaturа Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.03.2021

Как цитировать

Берман, А. Г. (2021). Православный самиздат в Чувашии в 1960–1980-х годах. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(1), 162–175. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.113