Поколения Франкфуртской школы: генезис критической теории и ее современность

Авторы

  • Регина Владимировна Пеннер Южно-Уральский государственный университет, Российская Федерация, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 76 https://orcid.org/0000-0002-3277-7274
  • Софья Владимировна Тихонова Южно-Уральский государственный университет, Российская Федерация, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 76; Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского, Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83 https://orcid.org/0000-0003-2487-3925

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.107

Аннотация

В статье представлена ретроспектива становления Франкфуртской школы. Подобный взгляд на школу еще не был сформирован в русскоязычной литературе: в ней внимание, как правило, сосредоточено на отдельных фигурах школы, вне репрезентации их места в логике поколений. В 1950-е годы представители первого поколения Франкфуртской школы (прежде всего М. Хоркхаймер и Т. Адорно) в своей критике фашистского и тоталитарного режимов выстроили фундамент критической теории, который впоследствии использовали в  социальном анализе капиталистического общества. Ключевую установку школы М.  Хоркхаймер обозначил как эмансипацию трудящихся от рамок экономического режима; высвобождение сознания рабочего класса из границ, установленных капитализмом. В 1970-е годы Ю. Хабермас в рамках теории коммуникативного акта продолжил традицию социальной критики в  двух смысловых направлениях: в левистском — акцентуации на социальных несправедливостях, и кантовском — в поиске оснований для социальной критики как таковой. В свою очередь, А. Хоннет в 1990-е годы сосредоточил свое внимание на так называемой негативной интерсубъективности, что выражается в борьбе социальных групп за признание. В этой борьбе он нашел подлинно социальное измерение жизни, которое, в свою очередь, выстраивается на принципах нормативности. В 2018 г. А. Хоннет передал пост директора Института социальных исследований С. Лессеничу. Сегодня сложно предугадать, каким будет курс С. Лессенича. Однако очевидным остается то, что через поколения Франкфуртская школа сохранила методологическую основу критического анализа капиталистического общества, начав критику в условиях тоталитаризма и продолжая ее в цифровую эпоху.

Ключевые слова:

Франкфуртская школа, поколения Франкфуртской школы, критическая теория, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас, А. Хоннет, С. Лессенич, цифровая эпоха

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Howe, N., Strauss, W. (1991), Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069, New York: William Morrow & Company.

Петрушихина, Е.Б., Солодникова, И.В., Солодников, В.В., Седова, О.Л., Загорулько, А.В., Дорожевец, А.Н. и Смирнова, Т.Ю. (2016), Поколенческий подход в гуманитарных науках, Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», № 4 (6), с. 139–150.

Doctorov, B. and Zborovsky, G. (2021), Generational Approach to Modern Russian Sociology as a Theoretical Problem: All-Russian and Regional Aspects, Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 11, pp. 79–90. https://doi.org/10.31857/S013216250015742-9

Муравьев, А.Н. и Осипов, И.Д. (2019), Диалектический материализм Карла Маркса и философия в современном мире, Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, т. 35, № 1, с. 70–82. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.106

Шачин, С.В., Кутырев, В.А., Масланов, Е.В., Тарасов, А.А. и Фейгельман, А.М. (2018), Франкфуртская школа в контексте основных тенденций историко-философского процесса в современной Германии, Цифровой ученый: лаборатория философа, № 1 (3), c. 27–54. https://doi.org/10.5840/dspl20181328

Давыдов, Ю.Н. (1977), Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы, М.: Наука.

Anderson, J. (2011), Situating Axel Honneth in the Frankfurt School Tradition, Axel Honneth: Critical Essays, Leiden: Brill Academic Publishers, pp. 31–57.

Социальная философия Франкфуртской школы (Критические очерки) (1975), ред. колл. Бессонов, Б.Н. и др., М.: Мысль; Прага: Свобода.

Jay, M. (1973), The Dialectical Imagination: A History of the Frankfurt School and the Institute for Social Research 1923–1950, Boston: Little, Brown & Co.

Wiggershaus, R. (1995), The Frankfurt School: Its History, Theories, and Political Significance, Cambridge: The MIT Press.

Fleck, C. (2022), The Political Economy of the Frankfurt School, Society, vol. 60, no. 4, pp. 1–8. https://doi.org/10.1007/s12115-022-00793-x

Albrecht, C., Behrmann, G.C., Bock, M., Homann, H. and Tenbruck, F.H. (2000), Die intellektuelle Gründung der Bundesrepublik, Eine Wirkungsgeschichte der Frankfurter Schule, Frankfurt: Campus, S. 530– 566.

Михайлов, И.А. (2008), Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований 1914–1939 гг., ч. , М.: ИФ РАН.

Михайлов, И.А. (2010), Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований 1940–1973 гг., ч. 2, М.: ИФ РАН.

Horkheimer, M. (1972), Traditional and Critical Theory in Critical Theory, New York: Herder and Herder.

Tar, Z. (1977), The Frankfurt School: The Critical Theories of Max Horkheimer and Theodor W.Adorno, New York: John Wiley and Sons.

Адорно, Т. и Хоркхаймер, М. (1997), Диалектика просвещения. Философские фрагменты, СПб.

Honneth, A. (1987), Critical Theory, Social Theory Today, eds. Giddens, A. and Turner, J., Cambridge: Polity Press.

Марков, Б.В. (2018), Незавершенная революция: политическая философия Франкфуртской школы, Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология, т. 34 (1), с. 79–90, https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.108

Schmidt, A. (2014), The Concept of Nature in Marx (Radical Thinkers), New York: Verso.

Apel, K.-O. (1984), Understanding and Explanation: A Transcendental-Pragmatic Perspective, Studies in Contemporary German Social Thought, Cambridge: The MIT Press.

Wellmer, A. (1993), The Persistence of Modernity: Essays on Aesthetics, Ethics, and Postmodernism, Studies in Contemporary German Social Thought, Cambridge: The MIT Press.

Хабермас, Ю. (2022), Теория коммуникативного действия, М.: Весь Мир.

Verhandlungsformen normativer Paradoxien. URL: http://portal.volkswagenstiftung.de/search/personDetails.do?addrNum=8895&fromProject=79920 (дата обращения: 05.01.2023).

Honneth, A. (1995), The struggle for recognition: the moral grammar of social conflicts, trans. by Anderson, J., New York, Polity Press.

Berg, T., Miklich, T. and Zucca, D. (2004), Von Habermas zu Honneth — aber wohin? (I) and (II), in: Axel Honneth: Sozialphilosophie zwischen Kritik und Anerkennung, Munster: Munsteraner Vorlesungen zur Philosophie, S. 45–53.

Ivković, M. (2017), The Habermasian Foundations and Aims of Axel Honneth’s Theory of Recognition, Ideias, vol. 7, no. 2, pp. 99–122. https://doi.org/10.20396/ideias.v7i2.8649498

Кожев, А. (2003), Введение в чтение Гегеля, СПб.: Наука.

Хабермас, Ю. (2003), Философский дискурс о модерне, М.: Весь Мир.

Honneth, A. (2007), Pathologien der Vernunft. Geschichte und Gegenwart der Kritischen Theorie, Frankfurt a. M.

Honneth, A. (2012), The I in We: Studies in the Theory of Recognition, Cambridge: Polity.

Кожуховский, П.С. (2016), Тед Флеминг «Признание в работе Акселя Хоннета: Значение теории трансформационного обучения» (Перевод), Философская мысль, № 1, c. 96–110. https://doi.org/10.7256/2409-8728.2016.1.17371

Honneth, A. (2000), Das Andere der Gerechtigkeit. Aufsätze zur praktischen Philosophie, Frankfurt a.M.

Honneth, A. (2015), Die Idee des Sozialismus. Versuch einer Aktualisierung, Berlin: Suhrkamp.

Honneth, A. (1994), Desintegration, Frankfurt: Fischer.

Honneth, A. (2021), “You” or “We”: The limits of the second-person perspective, European Journal of Philosophy, vol. 29, no. 3, pp. 581–591. https://doi.org/10.1111/ejop.12681

Honneth, A. (2019), Recognition, democracy and social liberty: A reply, Philosophy and Social Criticism, no. 45 (6), pp. 694–708. https://doi.org/10.1177/0191453719843439

Honneth, A. (2022), Reality or appearance of ethical life? Hegel’s analysis of the market economy, Ethics in Progress, vol. 13, no. 1, pp. 10–23. https://doi.org/10.14746/eip.2022.1.2

Honneth, A. (2018), A moral em o capital: Tentativa de uma correção da crítica marxista da economia, Civitas, vol. 18, no. 3, pp. 669–682. https://doi.org/10.15448/1984-7289.2018.3.32248

Stephan Lessenich, Institut für Sozialforschung, URL: https://www.ifs.uni-frankfurt.de/people-detail/stephan-lessenich.html (дата обращения: 05.01.2023).

Lessenich, S. (2020), Soziologie — Corona — Kritik, Berliner Journal Fur Soziologie, Bd. 30, Nr. 2, S. 215–230. https://doi.org/10.1007/s11609-020-00417-3

Lessenich, S. (2020), Doppelmoral hält besser: Die Politik mit der Solidarität in der Externalisierungsgesellschaft, Berliner Journal Fur Soziologie, Bd. 30, Nr. 1, S. 113–130. https://doi.org/10.1007/ s11609-020-00410-w

Lessenich, S. (2012), Das Anerkennungsdefizitsyndrom des Wohlfahrtsstaats, Osterreichische Zeitschrift Fur Soziologie, Nr. 37, S. 99–115. https://doi.org/10.1007/s11614-012-0036-4

Borchert, J. and Lessenich, S. (2016), Claus Offe and the Critical Theory of the Capitalist State, New York: Routledge.


References

Howe, N., Strauss, W. (1991), Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069, New York: William Morrow & Company.

Petrushikhina, E.B., Solodnikova, I.V., Solodnikov, V.V., Sedova, O.L., Zagorulko, A.V., Dorozhevets, A.N. and Smirnova, T.Yu. (2016), Generational approach in the humanities, Vestnik RGGU. Psychology. Pedagogy. Education, vol. 4 (6), pp. 139–150. (In Russian)

Doctorov, B. and Zborovsky, G. (2021), Generational Approach to Modern Russian Sociology as a Theoretical Problem: All-Russian and Regional Aspects, Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 11, pp. 79–90. https://doi.org/10.31857/S013216250015742-9

Muravyov, A.N. and Osipov I.D. (2019), Dialectical materialism of Karl Marx and philosophy in the modern world, Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, vol. 35, iss. 1, pp. 70–82. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.106 (In Russian)

Shachin, S.V., Kutyrev, V.A., Maslanov, E.V., Tarasov, A.A. and Feigelman, A.M. (2018), The Frankfurt School in the context of the main trends in the historical and philosophical process in Modern Germany, The Digital Scholar: Philosopher’s Lab, vol. 1, iss. 3, pp. 27–54. https://doi.org/10.5840/dspl20181328 (In Russian)

Davydov, Yu. N. (1977), Criticism of the socio-philosophical views of the Frankfurt School, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Anderson, J. (2011), Situating Axel Honneth in the Frankfurt School Tradition, Axel Honneth: Critical Essays, Leiden: Brill Academic Publishers, pp. 31–57.

Social Philosophy: Frankfurt School (Critical Essays) (1975), ed. by Bessonov, B.N. et al., Moscow: Mysl’ Publ.; Prague: Svoboda Publ. (In Russian)

Jay, M. (1973), The Dialectical Imagination: A History of the Frankfurt School and the Institute for Social Research 1923–1950, Boston: Little, Brown & Co.

Wiggershaus, R. (1995), The Frankfurt School: Its History, Theories, and Political Significance, Cambridge: The MIT Press.

Fleck, C. (2022), The Political Economy of the Frankfurt School, Society, vol. 60, no. 4, pp. 1–8. https://doi.org/10.1007/s12115-022-00793-x

Albrecht, C., Behrmann, G.C., Bock, M., Homann, H. and Tenbruck, F.H. (2000), Die intellektuelle Gründung der Bundesrepublik, Eine Wirkungsgeschichte der Frankfurter Schule, Frankfurt: Campus, S. 530– 566.

Mikhailov, I.A. (2008), Max Horkheimer. Formation of the Frankfurt School for Social Research 1914– 1939, pt. 1, Moscow: IF RAN Publ. (In Russian)

Mikhailov, I.A. (2010), Max Horkheimer. Formation of the Frankfurt School for Social Research 1940–1973, pt 2, Moscow: IF RAN Publ. (In Russian)

Horkheimer, M. (1972), Traditional and Critical Theory in Critical Theory, New York: Herder and Herder.

Tar, Z. (1977), The Frankfurt School: The Critical Theories of Max Horkheimer and Theodor W.Adorno, New York: John Wiley and Sons.

Horkheimer, M. and Adorno, T. (1997), Dialectic of Enlightenment. Philosophical fragments, St. Petersburg. (In Russian)

Honneth, A. (1987), Critical Theory, Social Theory Today, eds Giddens, A. and Turner, J., Cambridge: Polity Press.

Markov, B.V. (2018), Unfinished Revolution: the political philosophy of the Frankfurt School, Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, vol. 34, iss. 1, pp. 79–90. https://doi. org/10.21638/11701/spbu17.2018.108 (In Russian)

Schmidt, A. (2014), The Concept of Nature in Marx (Radical Thinkers), New York: Verso.

Apel, K.-O. (1984), Understanding and Explanation: A Transcendental-Pragmatic Perspective, Studies in Contemporary German Social Thought, Cambridge: The MIT Press.

Wellmer, A. (1993), The Persistence of Modernity: Essays on Aesthetics, Ethics, and Postmodernism, Studies in Contemporary German Social Thought, Cambridge: The MIT Press.

Habermas, J. (2022), The Theory of Communicative Action, Moscow: Ves’ Mir Publ. (In Russian)

Verhandlungsformen normativer Paradoxien, available at: http://portal.volkswagenstiftung.de/ search/personDetails.do?addrNum=8895&fromProject=79920 (accessed: 05.01.2023).

Honneth, A. (1995), The struggle for recognition: the moral grammar of social conflicts, trans. by Anderson, J., New York, Polity Press.

Berg, T., Miklich, T. and Zucca, D. (2004), Von Habermas zu Honneth — aber wohin? (I) and (II), in: Axel Honneth: Sozialphilosophie zwischen Kritik und Anerkennung, Munster: Munsteraner Vorlesungen zur Philosophie, S. 45–53.

Ivković, M. (2017), The Habermasian Foundations and Aims of Axel Honneth’s Theory of Recognition, Ideias, vol. 7, no. 2, pp. 99–122. https://doi.org/10.20396/ideias.v7i2.8649498

Kozhev, A.V. (2003), Introduction to Reading Hegel, St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Habermas, J. (2003), The Philosophical Discourse of Modernity, Moscow: Ves’ Mir Publ. (In Russian)

Honneth, A. (2007), Pathologien der Vernunft. Geschichte und Gegenwart der Kritischen Theorie, Frankfurt a. M.

Honneth, A. (2012), The I in We: Studies in the Theory of Recognition, Cambridge: Polity.

Kozhukhovsky, P. S. (2016), Ted Fleming “Recognition in the work of Axel Honneth: Implication for Transformative Learning Theory” (Translation), Philosophical Thought, no. 1, pp. 96–110. https://doi.org/10.7256/2409-8728.2016.1.17371 (In Russian)

Honneth, A. (2000), Das Andere der Gerechtigkeit. Aufsätze zur praktischen Philosophie, Frankfurt a.M.

Honneth, A. (2015), Die Idee des Sozialismus. Versuch einer Aktualisierung, Berlin: Suhrkamp.

Honneth, A. (1994), Desintegration, Frankfurt: Fischer.

Honneth, A. (2021), “You” or “We”: The limits of the second-person perspective, European Journal of Philosophy, vol. 29, no. 3, pp. 581–591. https://doi.org/10.1111/ejop.12681

Honneth, A. (2019), Recognition, democracy and social liberty: A reply, Philosophy and Social Criticism, no. 45 (6), pp. 694–708. https://doi.org/10.1177/0191453719843439

Honneth, A. (2022), Reality or appearance of ethical life? Hegel’s analysis of the market economy, Ethics in Progress, vol. 13, no. 1, pp. 10–23. https://doi.org/10.14746/eip.2022.1.2

Honneth, A. (2018), A moral em o capital: Tentativa de uma correção da crítica marxista da economia, Civitas, vol. 18, no. 3, pp. 669–682. https://doi.org/10.15448/1984-7289.2018.3.32248

Stephan Lessenich, Institut für Sozialforschung, available at: https://www.ifs.uni-frankfurt.de/people-detail/stephan-lessenich.html (accessed: 05.01.2023).

Lessenich, S. (2020), Soziologie — Corona — Kritik, Berliner Journal Fur Soziologie, Bd. 30, Nr. 2, S. 215–230. https://doi.org/10.1007/s11609-020-00417-3

Lessenich, S. (2020), Doppelmoral hält besser: Die Politik mit der Solidarität in der Externalisierungsgesellschaft, Berliner Journal Fur Soziologie, Bd. 30, Nr. 1, S. 113–130. https://doi.org/10.1007/s11609-020-00410-w

Lessenich, S. (2012), Das Anerkennungsdefizitsyndrom des Wohlfahrtsstaats, Osterreichische Zeitschrift Fur Soziologie, Nr. 37, S. 99–115. https://doi.org/10.1007/s11614-012-0036-4

Borchert, J. and Lessenich, S. (2016), Claus Offe and the Critical Theory of the Capitalist State, New York: Routledge.

Загрузки

Опубликован

20.05.2024

Как цитировать

Пеннер, Р. В., & Тихонова, С. В. (2024). Поколения Франкфуртской школы: генезис критической теории и ее современность. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(1), 81–96. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.107