Полемика о душе в религиозной традиции Китая

  • Леонид Евграфович Янгутов Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Российская Федерация, 670047, Улан-Удэ, ул. М. Сахъяновой, 6

Аннотация

Статья посвящена полемике о душе, развернувшейся между сторонниками и противниками буддизма, которая получила отражение в сочинениях, написанных в Китае в период распространения и становления буддизма в этой стране. Цель статьи — раскрытие сути этой полемики и ее значимости в истории распространения буддизма в Китае. В связи с этим ставятся задачи: проанализировать религиозную ситуацию, сложившуюся в Китае до буддизма; рассмотреть представления о душе, восходящие к древней китайской истории; показать причины развернувшейся полемики о душе и то, каким образом эта полемика отразилась в сочинениях, вошедших в первый буддийский свод письменных памятников «Хунминцзи», составленный до оформления в Китае буддийских школ. В статье использованы методы текстологического анализа, а также сравнительный, культурно-исторический подходы. Отражены особенности адаптации буддизма к религиозной почве Китая и его трансформации в этой стране, богатой собственными духовными и культурными традициями. Раскрыты принципиальная значимость и содержательные аспекты противостояния между противниками буддизма и его сторонниками, главным образом между конфуцианцами, вышедшими из бюрократических кругов, и образованными буддистами. Показан постепенный переход обсуждаемых проблем буддийской сотериологии в каноническое русло. Делается вывод о том, что с появлением сочинений, представленных сформировавшимися в Китае буддийскими школами, полемика о душе заканчивается. Между тем представления о душе как онтологической основе перерождений продолжает сохраняться в популярном вероучении буддизма.

Ключевые слова:

буддизм, конфуцианство, перерождение, душа, тело, спасение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Юань Кэ. Чжунго гудай шэньхуа (Мифы древнего Китая). Шанхай: Шану Иньшугуань, 1957. 494 с.

2. Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы. 1991. 295 с.

3. Малявин В. В. Народные верования // Духовная культура Китая. М.: Восточная литература РАН, 2007. Т. 2. С. 100–109.

4. Большой китайско-русский словарь / ред. И. М. Ошанин. М.: Наука, 1984. Т. 4. 1106 с.

5. Groot J. M. de. The religious system of China. Leiden: E. J. Brill, 1907. Vol. 5. 928 p.

6. Городецкая О. М. Дух и тело в погребальных традициях Древнего Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 2. С. 133–144.

7. Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). М.: Наука, Восточная литература, 1992. Т. VI / пер. с кит., предисл. и коммент. Р. В. Вяткина. 483 с.

8. Моу-цзы. Лихо лунь (О разрешении сомнений) // Хунминцзи. Пекин: Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 2013. Т. 1. С. 6–69.

9. Ло Цзюньчжан. Гэншэнлунь (Трактат о рождении вновь) // Хунминцзи. Пекин: Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 2013. Т. 1. С. 290–292.

10. Цыренов Ч. Ц. Буддийская антология «Хунминцзи» и ранний период китайского буддизма // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. История. 2012. № 7. С. 26–32.

11. Чжэн Даоцзы. Шэнь бу ме лунь (О неуничтожимости души) // Хунминцзи. Пекин: Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 2013. Т. 1. C. 297–305.

12. Янгутов Л. Е., Цыренов Ч. Ц. О взаимоотношении буддизма с конфуцианством в период его становления в Китае в эпохи Вэй (220–265 гг. н. э.), двух Цзинь (265–410 гг. н. э.), Южных и Северных царств (420–589 гг. н. э.). (По материалам сочинений средневековых мыслителей) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. Философия, социология, культура, социальная работа. 2015. № 4. С. 61–70.

13. Хэ Чэнтянь. Да син лунь (О постижении природы) // Хунминцзи. Пекин: Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 2013. Т. 1. С. 224–228.

14. Цзун Бин. Мин фо лунь (О разъяснении буддизма») // Хунминцзи. Пекин: Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 2013. Т. 1. С. 91–167.

15. Ch’en K. K. The Chinese transformation of Buddhism. Princeton: Princeton University Press, 1973. 345 p.

16. Комиссарова Т. Г. «Монах не должен быть почтителен к императору»: Из буддийской полемики в IV–V вв. // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Восточная литература, 1987. С. 47–70.

17. Янгутов Л. Е. Китайский буддизм: тексты, исследования словарь. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 1998. 160 c.

18. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая / вступ. статья, пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1967. 403 с.

19. Хуэй Юань. Шамэнь буцзин ванчжэ лунь (Монах не должен поклоняться императору) // Хунминцзи. Пекин: Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 2013. Т. 1. С. 313–335.

20. Лю Лифу. Хун дао мин цзяо (Возвеличивать учение, пояснять путь): «Хунминцзи»: Исследование. Пекин: Чжун хуа шу цзюй, 2004. 133 c.

21. Цыренов Ч. Ц.Придворный чиновник эпохи Южных и Северных династий Цао Сывэнь и его буддийское сочинение «Возражения на “Рассуждения о смертности души”» // Буддизм в контексте диалога культур. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2015. С. 210–223.

22. Цыренов Ч. Ц. Сяо Чэнь и его сочинение «Возражения на рассуждения о смертности души» // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2013. № 1 (9). С. 174–181.

23. Янгутов Л. Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2007. 272 с.

References

1. Yuan Ke (1957), Myths of ancient China, Shangwu yinshuguan, Shanghai. (In Chinese)

2. Rozenberg, O. O. (1991), Works about Buddhism, Nauka Publ., Moscow. (In Russian)

3. Malyavin V. V. (2007), “Folk beliefs”, in Dukhovnaia kul’tura Kitaia, vol. 2, Vostochnaia literatura RAN Publ., Moscow, pp. 100–109. (In Russian)

4. Oshanin, I. M. (ed.) (1984), The Great Chinese-Russian Dictionary, vol. 4, Nauka Publ., Moscow. (In Russian)

5. Groot, J. M. de (1907), The religious system of China, its ancient forms, evolution, history and present aspect, manners, customs and social institutions connected therewith, vol. 5, E. J. Brill, Leiden.

6. Gorodeckaya, O. M. (2005), “Spirit and body in the funeral traditions of Ancient China”, Problemy Dalnego Vostoka, no. 2, pp. 133–144. (In Russian)

7. Sima Qian (1992), Historical notes: (“Shi czi”), vol. VI, Nauka Publ., Vostochnaia literatura Publ., Moscow. (In Russian)

8. Mou-zi (2013), “Lihuo lun (About the resolution of doubt)”, Hоngmingji, vol. 1, Zhonghua shuju chubanshe, Beijing, pp. 6–69. (In Chinese)

9. Luo Junzhang (2013), “Gengshenglun (Treatise on birth again)”, Hоngmingji, vol. 1, Zhonghua shuju chubanshe, Beijing, pp. 290–292. (In Chinese)

10. Tsyrenov, Ch. C. (2012), “Buddhist anthology ‘Hunminji’ and the early period of Chinese Buddhism”, Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoriia, no. 7, pp. 26–32. (In Russian)

11. Zheng Daozi (2013), “On the indestructibility of the soul”, Hоngmingji, vol. 1, Zhonghua shuju chubanshe, Beijing, pp. 297–305. (In Chinese)

12. Yangutov, L. E. and Tsyrenov, Ch. C. (2015), “On the relationship of Buddhism with Confucianism in the period of its formation in China in the Wei era (220–265 AD), the two Jin (265–410 AD), the Southern and Northern kingdoms (420–589 AD). (Based on the materials of the works of medieval thinkers)”,Uchenye zapiski Zabaikal’skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filosofiia, sotsiologiia, kul’tura, sotsial’naia rabota, no. 4, pp. 61–70. (In Russian)

13. He Chengtian (2013), “Da sin lun (On the comprehension of nature)”, Hоngmingji, vol. 1, Zhonghua shuju chubanshe, Beijing, pp. 224–228. (In Chinese)

14. Zong Bing (2013), “Ming po lun (On the clarification of Buddhism)”, Hоngmingji, vol. 1, Zhonghua shuju chubanshe, Beijing, pp. 91–167. (In Chinese)

15. Ch’en, K. K. (1973), The Chinese transformation of Buddhism, Princeton University Press, Princeton, 1973.

16. Komissarova, T. G. (1987), “’The monk should not worship the emperor’: From Buddhist polemics in the IV–V centuries”, Buddizm i gosudarstvo na Dal’nem Vostoke, Vostochnaia literatura Publ., Moscow, pp. 47–70. (In Russian)

17. Yangutov, L. E. (1998), Chinese Buddhism: texts, researches, dictionary, Izdatel’stvo Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta, Ulan-Ude. (In Russian)

18. Atheists, materialists, dialecticians of Ancient China (1967), foreword, trans. and comm. by L. D. Pozdneeva, Nauka, Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury Publ., Moscow. (In Russian)

19. Hui Yuan (2013), “The monk should not worship the emperor”, Hоngmingji, vol. 1, Zhonghua shuju chubanshe, Beijing, pp. 313–335. (In Chinese)

20. Liu Lifu (2004), To exalt the doctrine, to explain the way: Hоngmingji: Study, Zhonghua shuju chubanshe, Beijing. (In Chinese)

21. Tsyrenov, Ch. C. (2015), “The court official of the Southern and Northern Dynasties, Cao Siven, and his Buddhist composition, ‘Objections to the «Discourse on the Mortality of the Soul»’”, Buddizm v kontekste dialoga kultur, Izdatel’stvo Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta, Ulan-Ude, pp. 210–223.(In Russian)

22. Tsyrenov, Ch. C. (2013), “Xiao Chen and his work ‘Objections to reasoning about the mortality of the soul’”, Vestnik Buriatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniia Rossiiskoi akademii nauk, no. 1 (9), pp. 174–181. (In Russian)

23. Yangutov, L. E. (2007), Traditions of the prajnaparamita in China, Izdatel’stvo Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta, Ulan-Ude. (In Russian)

Опубликован
2019-12-27
Как цитировать
Янгутов, Л. Е. (2019). Полемика о душе в религиозной традиции Китая. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(4), 674–685. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.412