Образовательные практики в городах Древней Индии
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.312Аннотация
В статье рассматривается история формирования городской культуры и практик городского образования в Древней Индии в конце I тысячелетия до н. э. — середине I тысячелетия н. э. На ранних этапах формирование урбанистической культуры происходило под влиянием неортодоксальных религиозных движений Востока Индии и социокультурных практик, заимствованных у западных эллинистических государств. С городским пространством и царской властью связаны появление и распространение индийской письменности, а также трансформация санскрита из устного языка брахманской ритуальной учености в письменный язык космополитичной культуры, светской литературы и религиозно-философских текстов различных традиций (брахманизма, буддизма и джайнизма). К первым векам н. э. индийский город становится локусом модернизации брахманистской идеологии, местом развития наук и искусств. Городские образовательные практики были направлены на изучение дисциплин и освоение умений как прикладного характера, так и связанных с получением эстетического удовольствия. Основой образовательного процесса становится обучение чтению и письму. Городская культура была мультирелигиозной. Значимыми образовательными центрами были буддийские университеты при монастырях, в которых осуществлялось преподавание не только буддийских, но также брахманистских (грамматика, поэтика) и светских дисциплин. Поддержку буддийским университетам оказывали цари, в том числе не-буддисты по вероисповеданию. Таким образом, древнеиндийский город был местом сложения письменной культуры и основанных на ней образовательных практик. Урбанистическое пространство послужило средой для успешного взаимодействия практик брахманистской, буддийской и светской учености и педагогических традиций.
Ключевые слова:
Древняя Индия, санскрит, индийское образование, буддизм, брахманизм, городское пространство
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.