Образовательные практики в городах Древней Индии

Авторы

  • Евгения Алексеевна Десницкая Институт восточных рукописей Российской Академии наук, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.312

Аннотация

В статье рассматривается история формирования городской культуры и практик городского образования в Древней Индии в конце I тысячелетия до н. э. — середине I тысячелетия н. э. На ранних этапах формирование урбанистической культуры происходило под влиянием неортодоксальных религиозных движений Востока Индии и социокультурных практик, заимствованных у западных эллинистических государств. С городским пространством и царской властью связаны появление и распространение индийской письменности, а также трансформация санскрита из устного языка брахманской ритуальной учености в письменный язык космополитичной культуры, светской литературы и религиозно-философских текстов различных традиций (брахманизма, буддизма и джайнизма). К первым векам н. э. индийский город становится локусом модернизации брахманистской идеологии, местом развития наук и искусств. Городские образовательные практики были направлены на изучение дисциплин и освоение умений как прикладного характера, так и связанных с получением эстетического удовольствия. Основой образовательного процесса становится обучение чтению и письму. Городская культура была мультирелигиозной. Значимыми образовательными центрами были буддийские университеты при монастырях, в которых осуществлялось преподавание не только буддийских, но также брахманистских (грамматика, поэтика) и светских дисциплин. Поддержку буддийским университетам оказывали цари, в том числе не-буддисты по вероисповеданию. Таким образом, древнеиндийский город был местом сложения письменной культуры и основанных на ней образовательных практик. Урбанистическое пространство послужило средой для успешного взаимодействия практик брахманистской, буддийской и светской учености и педагогических традиций.

Ключевые слова:

Древняя Индия, санскрит, индийское образование, буддизм, брахманизм, городское пространство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Thapar, R. (2003), The Penguin History of Early India: From the Origins to AD 1300, London: Penguin Books.

Witzel, M. (1997), The Development of the Vedic Canon and its Schools: The Social and Political Milieu, in Inside the Texts, Beyond the Texts: New approaches to the study of the Vedas, Cambridge: Harvard University Press, pp. 257–348.

Falk, H. (2018), The Creation and Spread of Scripts in Ancient India, in Literacy in Ancient Everyday Life, Berlin: De Gruyter, pp. 43–66.

Pollock, Sh. (2006), The language of the gods in the world of men: Sanskrit, culture, and power in premodern India, Berkeley: University of California Press.

Eltschinger, V. (2017), Why did the Buddhists adopt Sanskrit? Open Linguistics, vol. 3, pp. 308–326.

Фа Сянь (1990), Индия и окружающий мир в записках китайского паломника Фа Сяня, пер. Самозванцева, Н. В., в История и культура Древней Индии: Тексты, М.: МГУ, с. 299–352.

Калидаса (1996), Род Рагху, пер. Эрман, В. Г., СПб.: Петербургское Востоковедение.

Bronkhorst, J. (2007), Greater Magadha: Studies in the culture of early India, Leiden: Brill.

Апастамба-дхармасутра (2015), пер. Корнеева, Н. А., М.: Наука.

Olivelle, P. (1998), The early Upanishads: Annotated text and translation, Oxford: Oxford University Press.

Olivelle, P. (2013), King, governance, and law in ancient India: Kautilya’s Arthasastra, Oxford: Oxford University Press.

Bronkhorst, J. (2011), Buddhism in the Shadow of Brahmanism, Leiden: Brill.

Львиный рык миродержца (1990), пер. Парибок, А. В., в История и культура Древней Индии: Тексты, М.: МГУ, с. 172–189.

Bailey, G. and Mabbett, I. (2003), The sociology of early Buddhism, Cambridge: Cambridge University Press.

Бируни, Абу Рейхан (1995), Индия, пер. Халидов, А. Б., Завадовский, Ю. Н., М.: Ладомир.

Turco, B. (2013), Propagation of written culture in Brahmanical India, Scripta, vol. 6, pp. 85–93.

Plofker, K. (2009), Mathematics in India, Princeton, NJ: Princeton University Press.

Маламуд, Ш. (2005), Теология долга в брахманизме, в Испечь мир, пер. Лысенко, В. Г., М.: Восточная литература, с.141–163.

Упанишады (2000), пер. Сыркин, А. Я., М.: Восточная литература.

Epigraphia Indica, vol. VIII. (1905–06) (1981), Delhi: Archaeological Survey of India.

Ватсьяяна Малланага (2000), Камасутра, пер. Сыркин, А. Я., М.: Олма-Пресс.

Ali, D. (1998), Technologies of the Self: Courtly Artifice and Monastic Discipline in Early India, Journal of the Economic and Social History of the Orient, vol. 41, no. 2, pp. 159–184.

Scharfe, H. (2002), Education in Ancient India, Leiden; Boston; Köln: Brill, 2002.

Bhāmaha (1928), Kāvyālaṅkāra, Benares: Chowkhamba Sanskrit Series.

Дандин (1993), Приключения десяти принцев, пер. Щербатский, Ф. И., в Индийский «Декамерон», М.: Наука, с. 89–210.

Шудрака (1956), Глиняная повозка, пер. Воробьев-Десятовский, В. С., М.: Художественная Литература.

Vinaya texts, pt. 3 (1885), trans. by Rhys Davids, T. V. and Oldenberg, H., Oxford: Clarendon Press.

Сюань-цзан (2012), Записки о западных странах [эпохи] великой Тан, пер. Александрова, Н. В., М.: Восточная литература.

Salomon, R. (2015), Siddham across Asia: How the Buddha Learned his ABC, Amsterdam: J. Gonda Fund Foundation of the KNAW.

Gombrich, R (1998), How Buddhism Began, London: Routledge.


References

Thapar, R. (2003), The Penguin History of Early India: From the Origins to AD 1300, London: Penguin Books.

Witzel, M. (1997), The Development of the Vedic Canon and its Schools: The Social and Political Milieu, in Inside the Texts, Beyond the Texts: New approaches to the study of the Vedas, Cambridge: Harvard University, pp. 257–348.

Falk, H. (2018), The Creation and Spread of Scripts in Ancient India, in Literacy in Ancient Everyday Life, Berlin: De Gruyter, pp. 43–66.

Pollock, Sh. (2006), The language of the gods in the world of men: Sanskrit, culture, and power in premodern India, Berkeley: University of California Press.

Eltschinger, V. (2017), Why did the Buddhists adopt Sanskrit? Open Linguistics, vol. 3, pp. 308– 326.

Faxian (1990), India and its surroundings in the report of Chinese traveler Faxian, transl. by Samozvanzeva, N. V., in History and Culture of Ancient India: Texts, Moscow: Moscow State University Publ., pp. 299–352. (In Russian).

Kālidāsa (1996), Dynasty of Raghu, transl. by Erman, V. G., St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie Publ. (In Russian).

Bronkhorst, J. (2007), Greater Magadha: Studies in the culture of early India, Leiden: Brill.

Apastamba’s Dharmasutra (2015), trans. by Korneeva, N. A., Moscow: Nauka Publ. (In Russian).

Olivelle, P. (1998), The early Upanishads: Annotated text and translation, Oxford: Oxford University Press.

Olivelle, P. (2013), King, governance, and law in ancient India: Kautilya’s Arthasastra, Oxford: Oxford University Press, 2013.

Bronkhorst, J. (2011), Buddhism in the Shadow of Brahmanism, Leiden: Brill.

The lion roar of the Cakravarti ruler (1990), trans. by Paribok, A. V., in History and Culture of Ancient India: Texts, Moscow: Moscow State University Publ., pp. 172–189. (In Russian).

Bailey, G. & Mabbett, I. (2003), The sociology of early Buddhism, Cambridge: Cambridge University Press.

Аl-Biruni, Abu Rayhan (1995), India, trans. by Khalidov, A. B. and Zavadovskiy, Iu. N., Moscow: Ladomir Publ. (In Russian)

Turco, B. (2013), Propagation of written culture in Brahmanical India, Scripta, vol. 6, pp. 85–93.

Plofker, K. (2009), Mathematics in India, Princeton, NJ: Princeton University Press.

Malamoud, Ch. (2005), The Theology of Debt in Brahmanism, in Cooking the World, trans. by Lysenko, V. G., Moscow: Vostochnaia Literatura Publ., pp. 141–163. (In Russian)

Upanishads (2000), trans. by Syrkin, A. Ia., Moscow: Vostochnaia Literatura Publ. (In Russian)

Epigraphia Indica, vol. VIII. (1905–06) (1981), Delhi: Archaeological Survey of India.

Vātsyāyana Mallanaga (2000), Kamasutra, trans. by Syrkin, A. Ia., Moscow: Olma-Press Publ. (In Russian).

Ali, D. (1998), Technologies of the Self: Courtly Artifice and Monastic Discipline in Early India, Journal of the Economic and Social History of the Orient, vol. 41, no. 2, pp. 159–184.

Scharfe, H. (2002), Education in ancient India, Leiden; Boston; Köln: Brill.

Bhāmaha (1928), Kāvyālaṅkāra, Benares: Chowkhamba Sanskrit Series.

Dandin (1993), Adventures of ten princes, trans. by Shcherbatskoy, Th. I., in Indian “Dekameron”, Moscow: Nauka Publ., pp. 89–210. (In Russian)

Śūdraka (1956), The Little Clay Chart, trans. by Vorobyov-Desyatovskii, V. S., Moscow: Khudozhestvennaia Literatura Publ. (In Russian)

Vinaya texts, Part 3 (1885), trans. by Rhys Davids, T. V. and Oldenberg, H., Oxford: Clarendon Press.

Xuanzang (2012), Great Tang Records on the Western Regions, trans. by Aleksandrova, N. V., Moscow: Vostochnaia Literatura Publ. (In Russian)

Salomon, R. (2015), Siddham across Asia: How the Buddha Learned his ABC, Amsterdam: J. Gonda Fund Foundation of the KNAW.

Gombrich, R. (1998), How Buddhism Began, London: Routledge.

Загрузки

Опубликован

26.10.2021

Как цитировать

Десницкая , Е. А. (2021). Образовательные практики в городах Древней Индии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(3), 516–531. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.312