Закат греческого мифа о человеке и бытии

Авторы

  • Федор Иванович Гиренок Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.315

Аннотация

Современная философия вынуждена вновь возвращаться к вопросу о том, что есть философия. Нужно ли ее понимать как науку о бытии или же нужно согласиться с тем, что философия — это наука о человеке? М. Хайдеггер полагает, что философия — это наука о бытии и ссылается на Парменида. Р. М. Рильке, как поэту, ближе всего точка зрения И. Канта, согласно которому философия — это антропология. В статье анализируется отношение Хайдеггера к поэме Парменида «О природе» и делается вывод о том, что немецкий философ никак не высказал своего отношения к развилке двух путей человека в философии Парменида: пути осмысления бытия и пути осмысления призрачности, т. е. существования человека. Парменид выбрал путь бытия. Хайдеггер его поддержал. Но на этом пути невозможно говорить о принципиальном отличии человека от животного. А также нельзя поставить вопрос о том, что есть человек. Путь онтологии ведет к совпадению человеческого и нечеловеческого. В связи с этим в статье анализируется отношение Хайдеггера к поэзии Рильке. Хайдеггер понимает человека как сущее. Рильке видит суть человека не в том, что человек владеет словом, а в том, что он обращен к самому себе, к своему внутреннему. В статье показано, что Хайдеггер исказил позицию Рильке, отождествив его поэзию с философией субъекта в Новом времени. Автор приходит к выводу, что Рильке находится за пределами западного мышления, согласно которому человек включен в состав сущего, а человеческое и нечеловеческое не отличаются. Поэзия Рильке, на взгляд автора, является истоком нового мышления, которое исходит из того, что человеческое и нечеловеческое принципиально не совпадают. Человек грезит, животное эволюционирует.

Ключевые слова:

бытие, человек, философия, антропология, мнимость, призрак, животное, истина, Парменид, Р. М. Рильке

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Хайдеггер, М. (2009), Парменид, СПб.: Владимир Даль.

Олейник, В. А. (2012), Парменид и М. Хайдеггер, Философия хозяйства, № 3, с. 243–249.

Глинчикова, Е. В. (2014), Бытие и субъективность, NB: Психология и психотехника, № 6, с. 74–107.

Хайдеггер, М. (2008), Конец философии и задача мышления, VOX, № 5. URL: https://vox-journal.org/content/vox5haidegger.pdf (дата обращения: 02.07.2021)

Гаспаров, М. Л., Цыбенко, О. П. и Ярхо, В. Н. (сост.) (1999), Эллинские поэты VIII–III вв. до н. э., М.: Ладомир.

Лебедев, А. В. (сост.) (1989), Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1, М.: Наука.

Хайдеггер, М. (2016), Размышления II–VI (Черные тетради 1931–1938), М.: Изд-во Института Гайдара.

Рильке, Р. М. (1977), Новые стихотворения, М.: Наука.


References

Heidegger, M. (2009), Parmenides, trans. by Shurbelev, A. P., St. Petersburg: Vadimir Dal’ Publ. (In Russian)

Oleinik, V. A. (2012), Parmenid and M. Heidegger, Filosofiia khoziaistva, no. 3, pp. 243–249. (In Russian)

Glinchikova, E. V. (2014), Being and subjectivity, NB: Psikhologiia i psikhotekhnika, no. 6, pp. 74–107. (In Russian)

Heidegger, M. (2008), The end of philosophy and the task of thinking, VOX, no. 5. Available at: https://vox-journal.org/content/vox5haidegger.pdf (accessed: 14.03.2020). (In Russian)

Gasparov, M. L., Tsybenko, O. P. and Yarho, V. N. (eds) (1999), Hellenic poets of the VIII–III centuries BC., Moscow: Ladomir Publ. (In Russian)

Lebedev, A. V. (comp.) (1989), Fragments of early Greek philosophers, pt. 1, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Heidegger, M. (2016), Reflections II–VI (Black Notebooks 1931–1938), trans. by Grigor’ev, A. B., Moscow: Izd-vo Instituta Gaidara Publ. (In Russian)

Rilke, R. M. (1977), New poems, trans. by Bogatyrev, K. P., Ratgauz, G. I. and Balashov, N. I., Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.10.2021

Как цитировать

Гиренок, Ф. И. (2021). Закат греческого мифа о человеке и бытии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(3), 554–567. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.315