Феномен идентичности в социальном конструировании виртуальной реальности
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.404Аннотация
В статье анализируются взаимосвязи процессов формирования ценностно-смысловых структур личной и групповой идентичности с процессами виртуализации социальных институтов и информационно-коммуникативных практик. Обосновывается положение о том, что приоритетным направлением феноменологического анализа и социально-философского исследования трансформаций идентичности в современном мире является поиск ответа на вопрос: Как человек создает виртуальную реальность и как виртуальная реальность создает человека? Присутствие виртуального плана в интенциональных структурах идентичности демонстрируется на примере ранних феноменологических текстов М.М.Бахтина. Показывается, что ноэтико-ноэматическое поле идентичности формируется в интерактивном моделировании отношения я-для-себя к виртуальному присутствию другого. Одним из наиболее перспективных подходов к выявлению интенциональных структур идентичности в «жизненном мире» индивидов и социальных групп является социология знания. В ее парадигме «социальное конструирование реальности» рассматривается как объективный социально-исторический процесс становления реальности интерсубъективного мира. Делается вывод о том, что виртуализация информационно-коммуникативного поля интерсубъективности функционально взаимосвязана с трансформациями смысловых контекстов идентификации индивидов и социальных общностей. В современном мире социальные группы переведены из статуса базовых элементов социального бытия в виртуальный план существования. Виртуальные страты, эти спонтанно возникающие и столь же неожиданно рассыпающиеся «как бы сообщества» (З.Бауман), становятся моделирующими системами идентичности. Возникновение сети Интернет послужило триггером взрывного ускорения, а затем и приоритетной формой глобального развертывания процессов формирования новых типов идентичности, новых моделей и стратегий ее конструирования в рискованных экспериментах и свободной игре с различными версиями-аватарами собственной идентичности.
Ключевые слова:
идентичность, виртуальная реальность, коммуникация, интернет, сетевое общество, гипертекст
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.