«Египетский Гермес»: философский мистицизм и откровенное знание

Авторы

  • Евгений Васильевич Афонасин Балтийский федеральный университет им. И.Канта, Российская федерация, 236041, Калининград, ул. Александра Невского, 14

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.414

Аннотация

Стремление к историчности — важная тенденция современной истории философии. В этой связи возникает вопрос: насколько историчными, связанными с Египтом, представляются нам теперь трактаты Герметического корпуса? Возможно ли, учитывая универсальный и мистический характер этих текстов, тем не менее идентифицировать в них нечто такое, что позволило бы понять герметизм в контексте эллинистического Египта, а не просто эллинизма? Имеет ли в этой связи смысл традиционное разделение герметизма на «высокий» философский и  «низкий» практический, или же это деление представляет собой еще один предрассудок, от которого для лучшего понимания изучаемого явления лучше отказаться? В статье представлены несколько позиций по этому вопросу, сформировавшихся в течение последнего столетия, а также предложены дополнительные наблюдения, позволяющие, как нам представляется, лучше понять герметику в контексте александрийской религиозной философии. Для этого мы обращаемся к истокам легенды о Тоте, которая в греческом контексте восходит к Платону, а затем подробно рассматриваем важный герметический текст — «Определения», полностью сохранившийся лишь в средневековом переводе на армянский язык и лишь частично дошедший до нас в греческом оригинале. Мы стремимся развить гипотезу, впервые высказанную издателем «Определений», в соответствии с которой философские афоризмы подобного рода могли быть тем исходным материалом, на основании которого затем писались более пространные и связные герметические трактаты. Если эта гипотеза верна, то различные гностические элементы в герметических трактатах, нередко неуместные, окажутся лишь позднейшими добавлениями комментаторов в тексты, которые появились и имели хождение в эллинистическом Египте еще до того, как возник гностицизм.

 

Ключевые слова:

Гермес, Египет, эллинизм, мистицизм, откровение, гносис, платонизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Платон (2017), Федр, пер. Глухов, А.А., СПб.: Изд-во РХГА.

Festugière, A.-J. (1950–1954), La Révélation d’Hermès Trismégiste, in 4 vols, Paris: Gabalda.

Tofighian, O. (2016), Myth and Philosophy in Platonic Dialogues, Palgrave Macmillan.

Partenie, C. (ed.) (2004), Plato. Selected Myths, Oxford: Oxford University Press.

Lucarini, C.M. and Moreschini, C. (eds) (2012), Hermias Alexandrinus in Platonis Phaedrum scholia, Berlin: de Gruyter.

Hermetica II (2019), trans. by Litwa, M.D., Cambridge: Cambridge University Press.

Золотухина, А. (2022), Неуловимый Гермес: к вопросу об идентификации Гермеса и Тота и мистериальном характере герметизма, Идеи и идеалы, т. 14.4.1, с. 70–82.

Афонасин, Е.В. (2023), Легенда о “вавилонском Гермесе” в позднеантичной литературе, Respublica Literaria, т. 4.1, с. 5–15.

Bladel, R. van (2009), The Arabic Hermes, Leiden: Brill.

More, Ch. (2012), The myth of Theuth in the Phaedrus, in: Collobert, C., Destrée, P. and Gonzalez, F.J. (eds), Plato and Myth: Studies on the Use and Status of Platonic Myths, Leiden, pp. 279–303.

Mahé, J.-P. (1982), Hermès en haute-Egypte, t. 2, Québec: Presses de l’Université Laval.

Nock, A.D. and Festugière, A.-J. (éds) (1980), Corpus Hermeticum, in 4 vols, Paris: Société d’édition «Les Belles lettres».

Ramelli, I. (ed.) (2005), Corpus Hermeticum, ed. e comm. di Nock, A. D. e Festugière, A. J., ed. dei testi ermetici copti e commento di Ramelli, I., Milano Bompiani.

Robinson, J.M. (ed.) (1988), The Nag Hammadi Library in English, trans. by the Members of the Coptic Library Project of the Institute for Antiquity and Christianity, San Francisco: Harper & Row.

Манандян, X. (1956), Определения Гермеса Трисмегиста Асклепию, Вестник Матенадарана, т. 3, с. 287–314. (На армян. яз.)

Paramelle, J. and Mahé, J.-P. (1990–1991), Nouveaux parallèles grecs aux Définitions Hermétiques arméniennes, Revue des Études Arméniennes, t. 22, pp. 115–134.

Paramelle, J. and Mahé, J.-P. (1991), Extraits hermétiques inédits dans un manuscrit d’Oxford, Revue des Études Grecques, t. 104, pp. 109–139.

Fowden, G. (1986), The Egyptian Hermes: A Historical Approach to the Late Pagan Mind, Cambridge: Cambridge University Press.

Broek, R. van (1996), Studies in Gnosticism and Alexandrian Christianity, Leiden: Brill.

Robinson, J.M. (1986), On Bridging the Gulf from Q to the Gospel of Thomas (or Vice Versa), in: Hendrick, Ch. W. and Hodgson, R. (eds), Nag Hammadi, Gnosticism, and Early Christianity, Peabody, Mass.: Hendrickson Publishers, pp. 127–176.

Salaman, C., Van Oven, D., Wharton, W. and Mahé, J.-P. (2000), The Way of Hermes. New Translations of the Copus Hermeticum and The Definitions of Hermes Trismegistus to Asclepius, London: Inner Traditions International.

Mahé, J.-P. (1978), Hermès en haute-Egypte, t. 1., Québec: Presses de l’Université Laval.

Афонасин, Е.В. и Афонасина, А.С. (2017), ΙΑΤΡΙΚΗ ΤΕΧΝΗ. Очерки истории античной медицины, СПб.: Изд-во РХГА.

Климент Александрийский (2003), Строматы: в 3 т., пер. Афонасин, Е.В., т. 2, СПб.: Изд-во Олега Абышко.


References

Plato (2017), Phaedrus, trans. by Glukhov, А.А., St. Petersburg: Izdatel’stvo RKhGA Publ. (In Russian)

Festugière, A.-J. (1950–1954), La Révélation d’Hermès Trismégiste, in 4 vols, Paris: Gabalda.

Tofighian, O. (2016), Myth and Philosophy in Platonic Dialogues, Palgrave Macmillan.

Partenie, C. (ed.) (2004), Plato. Selected Myths, Oxford: Oxford University Press.

Lucarini, C.M. and Moreschini, C. (eds) (2012), Hermias Alexandrinus in Platonis Phaedrum scholia, Berlin: de Gruyter.

Hermetica II (2019), trans. by Litwa, M.D., Cambridge: Cambridge University Press.

Zolotukhina, A. (2022), Elusive Hermes: The Problem of Identification of Hermes and Thoth and the Mystery Aspect of Hermeticism, Idei i idealy, vol. 14, is. 4, pt. 1, pp. 70–82. (In Russian)

Afonasin, E.V. (2023), The legend of the “Babylonian Hermes” in late antique literature, Respublica Literaria, vol. 4.1, p. 5–15. (In Russian)

Bladel, R. van (2009), The Arabic Hermes, Leiden: Brill.

More, Ch. (2012), The myth of Theuth in the Phaedrus, in: Collobert, C., Destrée, P. and Gonzalez, F.J. (eds), Plato and Myth: Studies on the Use and Status of Platonic Myths, Leiden, pp. 279–303.

Mahé, J.-P. (1982), Hermès en haute-Egypte, t. 2, Québec: Presses de l’Université Laval.

Nock, A.D. and Festugière, A.-J. (éds) (1980), Corpus Hermeticum, in 4 vols, Paris: Société d’édition «Les Belles lettres».

Ramelli, I. (ed.) (2005), Corpus Hermeticum, ed. e comm. di Nock, A. D. e Festugière, A. J., ed. dei testi ermetici copti e commento di Ramelli, I., Milano Bompiani.

Robinson, J.M. (ed.) (1988), The Nag Hammadi Library in English, trans. by the Members of the Coptic Library Project of the Institute for Antiquity and Christianity, San Francisco: Harper & Row.

Manandyan, Kh. (1956), The Definitions of Hermes Trismegistus to Asclepius, Vestnik Matenadarana, vol. 3, pp. 287–314. (In Armenian)

Paramelle, J. and Mahé, J.-P. (1990–1991), Nouveaux parallèles grecs aux Définitions Hermétiques arméniennes, Revue des Études Arméniennes, t. 22, pp. 115–134.

Paramelle, J. and Mahé, J.-P. (1991), Extraits hermétiques inédits dans un manuscrit d’Oxford, Revue des Études Grecques, t. 104, pp. 109–139.

Fowden, G. (1986), The Egyptian Hermes: A Historical Approach to the Late Pagan Mind, Cambridge: Cambridge University Press.

Broek, R. van (1996), Studies in Gnosticism and Alexandrian Christianity, Leiden: Brill.

Robinson, J.M. (1986), On Bridging the Gulf from Q to the Gospel of Thomas (or Vice Versa), in: Hendrick, Ch. W. and Hodgson, R. (eds), Nag Hammadi, Gnosticism, and Early Christianity, Peabody, Mass.: Hendrickson Publishers, pp. 127–176.

Salaman, C., Van Oven, D., Wharton, W. and Mahé, J.-P. (2000), The Way of Hermes. New Translations of the Copus Hermeticum and The Definitions of Hermes Trismegistus to Asclepius, London: Inner Traditions International.

Mahé, J.-P. (1978), Hermès en haute-Egypte, t. 1., Québec: Presses de l’Université Laval.

Afonasin, E.V. and Afonasina, A. S. (2017), ΙΑΤΡΙΚΗ ΤΕΧΝΗ. Studies in the History of Ancient Medicine, St. Petersburg: Izdatel’stvo RKhGA Publ. (In Russian)

Clement of Alexandria (2003), Stromateis, in 3 vols, vol. 2, trans. by Afonasin, E.V., St. Petersburg: Izdatel’stvo Olega Abyshko Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.12.2023

Как цитировать

Афонасин, Е. В. (2023). «Египетский Гермес»: философский мистицизм и откровенное знание. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(4), 776–785. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.414