Понятие эстетического опыта в свете теории священного Р. Отто

Авторы

  • Павел Александрович Егоров Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского, Российская Федерация, 191023, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 15 https://orcid.org/0000-0002-9477-1310

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.211

Аннотация

Статья посвящена очерчиванию границ понятия «эстетический опыт». Подобная демаркация является важным шагом в прояснении темы современных дебатов по теории познания и научной методологии. Данная операция осуществляется посредством критического анализа теории священного Р. Отто, изложенной им в одноименной книге. Демонстрируется внутренняя противоречивость стремления Р. Отто вывести священное в качестве автономного опыта, не связанного с эстетикой, на базе неокантианской философии, к той самой эстетики тяготеющей. Это противоречие задачи и метода, помещенное в более широкий контекст рассмотрения, позволяет определить эстетический опыт. Эстетический опыт — это режим рассмотрения любого возможного опыта по специфическим правилам такой дисциплины, как эстетика. В этом смысле чистый опыт есть лишь иллюзорная перспектива из чувственной перегруженности дискурса допонятийными выражениями (мимика, паравербальные сигналы, частота сердечных сокращений и  т. д.), или, иными словами, гумбрехтовская категория интенсивности. Сам же опыт полностью сводится к режиму выражения и не обладает никакими собственными характеристиками. Опыт  — это точка соединения допонятийного и  понятийного, бесконечно членимая, но никогда не схватываемая, лишь всегда сводимая к  выражению, герменевтическому (значение) и  негерменевтическому (присутствие) аспекту. Эстетический же опыт — это опыт, проинтерпретированный в свете того, что существование неотличимо от представления, опыт, понимаемый в деонтологизированном смысле. По этой причине любой опыт может быть либо эстетическим (истолкованным как видимость), либо онтологическим (истолкованным как реальность). Все остальные формы концептуализации опыта являются лишь видовыми. Следовательно, не существует различий между опытом (кроме степени интенсивности), но только различие между дискурсами (которые и определяют его содержание).

Ключевые слова:

эстетический опыт, священное, Отто, интенсивность, дискурс

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Отто, Р. (2008), Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным, пер. с нем. Руткевич, А.М., СПб.: Изд-во СПбГУ

Батай, Ж. (2006), Проклятая часть: сакральная социология, пер. с фр. Зенкин, С.Н., М.: Ладомир.

Жирар, Р. (2010), Насилие и священное, пер. с фр. Дашевский, Г., М.: Новое литературное обозрение.

Гегель, Г. В. Ф. (1938), Лекции по Эстетике, кн. 1, пер. с нем. Столпнер, В.Г., М.: Государственное социально-экономическое издательство.

Баумгартен, А. (2021), Эстетика, пер. с лат. Беликов, Г.С., Белоусов, А.В., Бугай, Д.В., Касьянова, М.И., Корчагин, А.О., Чепель, Е.Ю. и Шахов, Ю.А., СПб.: Университет Дмитрия Пожарского.

Никонова, С.Б. (2012), Эстетическая рациональность и новое мифологическое мышление, М.: Согласие.

Гумбрехт, Х.У. (2006), Производство присутствия: чего не может передать значение, пер. с англ. Зенкин, С., М.: Новое литературное обозрение.

Сакс, О. (2005), Человек, который принял жену за шляпу, пер. с англ. Хасин, Г. и Численко, Ю., М.: АСТ.

Жижек, С. (2004), Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие, пер. с англ. Мазин, В.А., М.: Художественный журнал.

Жижек, С. (2012), Чума Фантазий, пер с англ. Смирнов, Е.С., Харьков: Гуманитарный Центр.

Ваттимо, Дж. (2007), После христианства, пер. с итал. Новиков, Д.В., М.: Три квадрата.

Шелер, М. (1994), Избранные произведения, пер. с нем. Денежкин, А.В., Малинкин, А.Н. и Филлипов, А.Ф., М.: Гнозис.

Бруно, Дж. (1953), О героическом энтузиазме, пер с итал. Емельянов, Я., М.: Государственное издательство художественной литературы.

Барт, Р. (1989), Избранные работы: Семиотика: Поэтика, пер. с фр. Косиков, Г.К., М.: Прогресс.

Деррида, Ж. (2000), О Грамматологии, пер. с фр. Автономов, Н., М.: Ad Marginem.

Рорти, Р. (1996), Случайность, ирония и солидарность, пер. с англ. Хестанова, И. и Хестанов, Р., М.: Русское феноменологическое общество.

Пылаев, М.А. (2017), Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века, М.: РГГУ


References

Otto, R. (2008), Sacred. On the irrational in the idea of the divine and its relation to the rational, transl. from Germ. by Rutkevich, A.M., St Petersburg: St Petersburg Univerrsity Press. (In Russian)

Bataille, J. (2006), The Cursed Part: Sacred Sociology, transl. from French by Zenkin, S.N., Moscow: Ladomir Publ. (In Russian)

Girard, R. (2010), Violence and the Sacred, transl. from French by Dashevskij, G., Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

Hegel, G.W.F. (1938), Lectures on Aesthetics, vol. 1, transl. from Germ. by Stolpner, V.G., Moscow: Gosudarstvennoe sotsial’no-ekonomicheskoe izdatel’stvo Publ. (In Russian)

Baumgarten, A. (2021), Aesthetics, transl. from Lat. By Belikov, G. S., Belousov, A.V., Bugaj, D.V., Kas’janova, M.I., Korchagin, A.O., Chepel’, E.Ju. and Shahov, Ju.A., St Petersburg: Universitet Dmitriia Pozharskogo Publ. (In Russian)

Nikonova, S.B. (2012), Aesthetic rationality and new mythological thinking, Moscow: Soglasie Publ.(In Russian)

Gumbrecht, H.U. (2006), The Production of Presence: What Meaning Cannot Convey, transl. from Eng. by Zenkin, S., Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

Sacks, O. (2005), The Man Who Mistook His Wife for a Hat, transl. from Eng. by Hasin, G. and Chislenko, Ju., Moscow: AST Publ. (In Russian)

Žižek, S. (2004), The Fragile Absolute, or why it is worth fighting for the Christian legacy, transl. from Eng. by Mazin, V.A., Moscow: Khudozhestvennyi zhurnal Publ. (In Russian)

Žižek, S. (2012), Plague of Fantasy, transl. from Eng. by Smirnov, E. S., Har’kov.: Gumanitarnyi Tsentr Publ. (In Russian)

Vattimo, G. (2007), After Christianity, transl. from It. by Novikov, D.V., Moscow: Tri kvadrata Publ.(In Russian)

Scheler, M. (1994), Selected Works, transl. from Germ. by Denezhkin, A.V., Malinkin, A.N. and Fillipov, A.F., Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)

Bruno, G. (1953), On Heroic Enthusiasm, transl. from It. by Emel’ianov, Ja., Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury Publ. (In Russian)

Barthes, R. (1989), ,Selected Works: Semiotics: Poetics, transl. from French by Kosikov, G.K. Moscow: Progress Publ. (In Russian)

Derrida, J. (2000), On Grammatology, transl. from French by Avtonomov, N., Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)

Rorty, R. (1996), Randomness, irony and solidarity, transl. from Eng. by Hestanova, I. and Hestanov, R., Moscow: Russkoe fenomenologicheskoe obshchestvo Publ. (In Russian)

Pylaev M.A. (2017), The category “sacred” in the phenomenology of religion, theology and philosophy of the XX century, Moscow: RGGU Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

10.10.2024

Как цитировать

Егоров, П. А. (2024). Понятие эстетического опыта в свете теории священного Р. Отто. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(2), 309–319. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.211