Феномен традиции как фактор диалога культур: философско-религиозный аспект

Авторы

  • Рахмат Рахманович Каримов Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Республика Узбекистан, 100174, Ташкент, ул. Университетская, 4
  • Рауф Рустамович Бекбаев Ташкентский международный университет образования, Республика Узбекистан, 100207, Ташкент, ул. Имама Бухари, 6; Ташкентский государственный университет востоковедения, Республика Узбекистан, 100060, Ташкент, ул. Амира Темура, 20 https://orcid.org/0000-0001-5072-3379

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.212

Аннотация

В статье проведен анализ феномена традиции с точки зрения его понимания как фактора межкультурного и  межрелигиозного диалога. При этом самое понятие «традиция» рассматривается авторами через призму философии традиционализма Рене Генона, для которого традиция есть связующий фактор между различными культурами. Авторы определяют, что в геноновском понимании традиция имеет экзотерическую и  эзотерическую стороны, и  именно через последнюю находятся совпадения между религиозными традициями различных культур. Истинная суть такой традиции постигается через интеллект и интуицию, которые находятся вне рамок рационального мышления, а  выходят на ступень духовного и  иррационального, что, по сути, ведет к интеллектуальной интуиции и раскрывает эзотерическую сущность традиции. Рассматривая же экзотерическую сторону, авторы устанавливают ее направленность на поддержание социального порядка, ибо не каждый индивид может обладать необходимыми «квалификациями» для постижения самой сути традиции. Для Генона обе стороны традиции, несмотря на их различия, имеют сходства в культурах Востока и Запада, однако именно западная цивилизация на современном этапе развития претерпевает состояние сильнейшего духовного кризиса, утраты традиционного пути развития. Так, учения Пифагора, Платона и Аристотеля, а также Фомы Аквинского носили традиционный характер, однако с  началом эпохи Возрождения были совершенно утрачены. Авторы заключают, что антитрадиционализм Запада, выражаемый в  материализме, эгалитаризме и индивидуализме, стремится к экстраполяции своего мировоззрения на все остальные культуры, результируя собой противостояние Востоку. В этом смысле духовный кризис трансформируется в  целостный цивилизационный кризис Запада, единственным выходом из которого является возрождение традиции в форме религии на основе опыта Востока.

Ключевые слова:

традиция, традиционализм, религия, культура, цивилизация, диалог, философская компаративистика, межкультурная философия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Глинчикова, А.Г., Синеокая, Ю.В.* и Степанянц, М.Т. (2017), Архаизация: поворот вспять или мобилизация к будущему? Философский журнал, т. 10, № 3, с. 133–152. ( Признана в РФ иностранным агентом)

Генон, Р. (2013), Общее введение в изучение индусских учений, М.: Беловодье.

Генон, Р. (2008), Кризис современного мира, М.: Эксмо.

Степанянц, М.Т. (1987), Философские аспекты суфизма, М.: Наука.

Кабулниязова, Г.Т. (2021), Компаративный анализ представлений Джалаладдина Руми, Анри Бергсона и Шри Ауробиндо Гхоша об интуиции и духовной любви, Вопросы философии, № 11, с. 188–197.

Бергсон, А. (1999), Творческая эволюция. Материя и память, Минск: Харвест.

Schuon, F. (2006), Sufism: Veil and Quintessence. A New Translation with Selected Letters, Bloomington: World Wisdom.

Генон, Р. (2017), Заметки об исламском эзотеризме и даосизме, М.: Беловодье.

Комилов, Н. (2009), Тасаввуф, Ташкент: Movarrounahr.

Сэджвик, М. (2014), Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века, М.: Новое литературное обозрение.

Кныш, А.Д. (2004), Мусульманский мистицизм: краткая история, СПб.: Диля.

Schuon, F. (1985), A Note on Rene Guenon, Studies in Comparative Religion, vol. 11, no. 1–2, pp. 1–2.

Суфизм и мусульманская духовная традиция: тексты, институты, идеи и интерпретации (2015), СПб.: Петербургское Востоковедение.

Ван Цзянь (2011), Даосизм как образ жизни, Вестник БГУ, № 6, с. 77–81.

Конфуций (1995), Я верю в древность, М.: Республика.

Зобков, Р.А. (2020), Социальная философия, философия политики и онтологический статус понятий «Власть» и «Право» в дискурсе Рене Генона, Философская мысль, № 3, с. 44–57.

Нобель, М. и Кумарасвами, А. (2010), Мифы буддизма и индуизма, М.: Центрполиграф.

Эвола, Ю., Шуон, Ф.и Генон, Р. (2010), Касты и расы, Тамбов: Ex Nord Lux.

Sinha, N.C. (1970), Brahmana and Kshatriya, Bulletin of Tibetology, vol. VII, no. 1, pp. 13–16.

Генон, Р. (2023), Восток и Запад, М.: Беловодье.

Nwanegbo-Ben, J. (2017), Pythagoras: Mathematician or Mystic?, European Academic Research, vol. IV, is. 12, pp. 10440–10448.

Генон, Р. (2010), Очерки о традиции и метафизике, СПб.: Азбука.

Karimov, R. and Bekbaev, R. (2022), The Traditionalism of Rene Guenon in the Discourse of Philosophy of History and Social Anthropology, Wisdom, no. 1 (21), pp. 194–202.


References

Glinchikova, A., Sineokaya, J.* and Stepanyants, M. (2017), Turn to archaism: is it a setback or a buildup for a new breakthrough? Filosofskii zhurnal, vol. 10, no. 3, pp. 133–152. (In Russian) (* Is recognized in Russian Federation as a foreign agent)

Guenon, R. (2013), Introduction to the study of the Hindu doctrines, Moscow: Belovod’e Publ. (In Russian)

Guenon, R. (2008), The crisis of the modern world, Moscow: Eksmo Publ. (In Russian)

Stepanyants, M.T. (1987), Philosophical aspects of Sufism, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Kabulniyazova, G.T. (2021), Comparative analysis of Sri Aurobindo Ghosh, Jalaliddin Rumi and Henri Bergson’s ideas about intuition and spiritual love, Voprosy filosofii, no. 11, pp. 188–197. (In Russian)

Bergson, H. (1999), Creative evolution. Matter and memory, Minsk: Harvest Publ. (In Russian)

Schuon, F. (2006), Sufism: Veil and Quintessence. A New Translation with Selected Letters, Bloomington: World Wisdom.

Guenon, R. (2017), Insights into Islamic Esoterism and Taoism, Moscow: Belovod’e Publ. (In Russian)

Komilov, N. (2009), Sufism, Tashkent: Movarrounahr

Sedgwick, M. (2014), Against the Modern World. Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century, Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

Knysh, A.D. (2004), Muslim Mysticism: A Brief History, St Petersburg: Dilia Publ. (In Russian)

Schuon, F. (1985), A Note on Rene Guenon, Studies in Comparative Religion, vol. 11, no. 1–2, pp. 1–2.

Sufism and the Muslim spiritual tradition: Texts, institutions, ideas and interpretations (2015), St Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie Publ. (In Russian)

Van Czyan (2011), Taoism as a way of life, Vestnik BGU, no. 6, pp. 77–81. (In Russian)

Confucius (1995), I believe in antiquity, Moscow: Respublika Publ. (In Russian)

Zobkov, R.A. (2020), Social philosophy, philosophy of politics and the ontological status of the concepts of “Power” and “Law” in the discourse of Rene Guenon, Filosofskaia mysl’, no. 3, pp. 44–57. (In Russian)

Nobel, M., Coomaraswamy A. (2010), Myths of Buddhism and Hinduism, Moscow: Tsentrpoligraf Publ. (In Russian)

Evola, J., Shcuon, F. and Guenon, R. (2010), Castes and races, Tambov: Ex Nord Lux Publ. (In Russian)

Sinha, N.C. (1970), Brahmana and Kshatriya, Bulletin of Tibetology, vol. VII, no.1, pp. 13–16.

Guenon, R. (2023), East and West, Moscow: Belovod’e Publ. (In Russian)

Nwanegbo-Ben, J. (2017), Pythagoras: Mathematician or Mystic? European Academic Research, vol. IV, is. 12, pp. 10440–10448.

Guenon, R. (2010), Essays on tradition and metaphysics, St Petersburg: Azbuka Publ. (In Russian)

Karimov, R. and Bekbaev, R. (2022), The Traditionalism of Rene Guenon in the Discourse of Philosophy of History and Social Anthropology, Wisdom, no. 1 (21), pp. 194–202.

Загрузки

Опубликован

10.10.2024

Как цитировать

Каримов, Р. Р., & Бекбаев, Р. Р. (2024). Феномен традиции как фактор диалога культур: философско-религиозный аспект. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(2), 320–330. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.212