Кто из влюбленных спасется? (Один вопрос к «Метафизике любви» Л. П. Карсавина)

Авторы

  • Евгений Анатольевич Маковецкий Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-0527-8047
  • Иван Владиленович Кузин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-0633-9374

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.305

Аннотация

Один из множества трудных для понимания моментов в метафизике любви Л.П. Карсавина состоит в том, как автор решает вопрос о сохранении человеческой индивидуальности в череде тех преображений, которые она претерпевает. С одной стороны, уникальность человека — это отправной пункт метафизики любви: любовь, по-Карсавину, создаёт такое единство, в котором различие индивидуумов сохраняется. С другой стороны, влюблённые создают единую личность, которая, в свою очередь, является элементом всечеловеческой личности Адама Кадмона. Более того, по логике рассуждений Карсавина, этой многоединой человеческой личности предстоит преображение в личность Иисуса Христа. Здесь и возникает вопрос о том, каким образом в череде преображений, ожидающих влюблённых, могут сохраниться их личности? Попытка решения вопроса о возможности сохранения человеческой личности в виду заданных метафизикой любви условий и является целью статьи. Для достижения цели авторы используют следующие обстоятельства. Во-первых, расширяют источниковую базу исследования путём привлечения к анализу перевода и интерпретации Карсавиным «Откровений» Анджелы из Фолиньо. Во-вторых, в виду характера карсавинской метафизики авторы сочли возможным поместить терминологический аппарат «Noctes Petropolitanae» в более широкое понятийное поле, в частности, приняв допущение, что спасение может быть рассмотрено в качестве энтелехии любви. В третьих, вопрос об уникальности и составе человеческого бытия был проинтерпретирован через термин ипостась. Приемлемость подобного шага обоснована существующей традицией понимания личности, идущей как минимум от Изборника Святослава 1073 года и от славянских переводов Синодика. В результате анализа метафизики любви, предпринятого с описанных методологических позиций, авторы приходят к выводу о том, что сохранение человеческой индивидуальности оказывается делом в высшей степени проблематичным. Этот вывод, впрочем, может свидетельствовать как о несовершенстве методологического аппарата исследования, так и о принципиальной неразрешимости поставленного вопроса средствами метафизики.

Ключевые слова:

метафизика любви, личность, ипостась, спасение, «Noctes Petropolitanae», Лев Платонович Карсавин, «Откровения» Анджелы из Фолиньо, «Приуготовления» Феодора Раифского, Изборник Святослава 1073 г.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Карсавин, Л. (1922), Noctes Petropolitanae, Пг.: 15-я Гос. тип. (бывш. тип. Тов-ва «Р. Р. Голике и А. И. Вильборг»).

Ястребицкая, А. Л. (1991), Историк-медиевист Лев Платонович Карсавин (1882–1952). Аналитический обзор, М.: Ин-т науч. инф. по обществ. наукам АН СССР.

Ванеев, А. А. (1990), Два года в Абези. В память о Л. П. Карсавине, Брюссель: Жизнь с Богом.

Веттер, Г. А. (1975), Л. П. Карсавин, в: Полторацкий, Н. П. (ред.), Русская религиозно-философская мысль XX века: сб. ст., Питтсбург: Отд. слав. яз. и лит. Питтсбург. ун-та, с. 251–261.

Лев Платонович Карсавин (1882–1952). К двадцатилетию со дня смерти (1972), Вестник Русского студенческого христианского движения, № 2–3 (104–105), с. 249–318.

Шаронов, В. И. (2019), Карсавин — Скржинской: «Именно Вы связали мою метафизику с моей биографией и жизнью вообще…», в: Философские эманации любви, М.: ЯСК, с. 384–433.

Хоружий, C. C. (2012), Жизнь и учение Льва Карсавина, в: Хоружий, С. С. (ред.), Лев Платонович Карсавин, М.: РОССПЭН, с. 30–96.

Маринина, Ю. В. (2011), Жанровое своеобразие религиозно-философского наследия Л. П. Карсавина (на примере исповедального произведения «Noctes Petropolitanae», 1922 год), Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, № 6, с. 220–223.

Хоружий, С. С. (1989), Карсавин и де Местр, Вопросы философии, № 3, с. 79–92.

Анджела, блж. (1918), Откровения бл. Анджелы, пер. и вступ. ст. Карсавин, Л. П, М.: Изд. Г. А. Лемана.

Клестов, А. (2018), Перевод «Откровений блаженной Анджелы» на русский язык, выполненный Л. П. Карсавиным, и его значение, Философский полилог, № 3, с. 102–124. https://doi.org/10.31119/phlog.2018.3.7

Григорий Нисский (1862), О душе и о воскресении, разговор с сестрою Макриною, в: Творения святого Григория Нисского, ч. 4: Творения святых отцев, т. 40, М.: Моск. дух. акад., с. 201–326.

Киприан (Керн), архим. (1996), Антропология св. Григория Паламы, М.: Паломник.

Ириней Лионский (2008), Против ересей, в: Ириней Лионский, свт., Против ересей. Доказательство апостольской проповеди, пер. Преображенский, П., прот. и Сагарда, Н. И., СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008, с. 21–537.

Irénée de Lyon (1974), Contre les hérésies, livre III, t. II, texte et traduction, éds Rousseau, A. et Doutreleau, L., Paris: Les Éditions du Cerf.

Афанасий Великий (1902), Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти, в: Афанасий Великий, свт., Творения, ч. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, с. 191–263.

Athanase d’Alexandrie (1973), Sur l’Incarnation du Verbe. Introduction, texte critique, trad. par Kannengiesser, C., Paris: Les Éditions du Cerf.

Syméon le Nouveau Théologien (1969), Hymnes 1–15, t. I, introd. par Kode, J., Kode,r J., trad. par Paramelle, J., Paris: Les Éditions du Cerf.

Садыкова, К. Р. (2015), Понятие «личность» в концепции теозиса Л. П. Карсавина, Соловьевские исследования, № 2 (46), с. 101–112.

Лесур, Ф. (2012), Лев Карсавин и католичество, в: Хоружий, С. С. (ред.), Лев Платонович Карсавин, М.: РОССПЭН, с. 396–427.

Arnaldo (1643), Vita beatae Angelae de Fulginio, auctore Arnaldo, ordinis s. Francisci, in: Acta Sanctorum. Ianuarius, vol. 1, Antverpiae: Ioannem Meursium, pp. 170–234.

Феодор Раифский (1983), Феодора, пресвитера Раифийского, О том же, в: Изборник Святослава 1073 года: Факсимильное издание: в 2 т., т. 1, М.: Книга, ст. 223б–236а.

Максимович, К. А. (2011), К уточнению корпуса древнерусских домонгольских переводов с греческого: Синодик в Неделю Православия, Древняя Русь. Вопросы медиевистики, № 4 (46), с. 77–84.

Срезневский, И. И. (1912), Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам, т. III, СПб.: Тип. Импер. Акад. наук.

Kurz, J. (red.) (1958), Slovník jazyka staroslověnského. Lexicon linguae palaeoslovenicae, т. IV, Praha: Nakladatelství Československé Akademie Věd.

Пейчев, Б. (1983), Философский трактат в Симеоновом сборнике, Киев: Наукова думка.

Камчатов, А. М. (1987), Философская терминология Изборника Святослава 1073 года и ее перевод, в: Жуковская Л. П. (ред.), Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому, М.: Наука, с. 67–73.

Юрченко, А. И. (1988), Изборник 1073 года: интерпретация основных древнерусских философских терминов, Вопросы языкознания, № 2, с. 75–90.

Сидоров, А. И. (1991), Феодор Раифский и Феодор Фаранский (По поводу одного из авторов «Изборника Святослава» 1073 г.), в: Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1990 г., М.: Наука, с. 135–167.

Каврус, Н. Ф. (1990), Греческие списки протографа «Изборника Святослава 1073 г.» конца XI — первой половины X в. (палеографический анализ), Византийский временник, № 51, с. 103–105.

Бибиков, М. В. (1996), Византийский прототип древнейшей славянской книги (Изборник Святослава 1073 г.), М.: Памятники исторической мысли.

Феодор Раифский (1938), Θεοδώρου πρεσβυτέρου τῆς Ῥαϊθοῦ προπαρασκευή…, in: Diekamp, F. (ed.), Analecta patristica: Texte und Abhandlungen zur griechischen Patristik, t. 61, Roma: Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, pp. 185–222.

Платон (1994), Государство, в: Платон, Собрание сочинений: в 4 т., т. 3, ред. Лосев, А. Ф., Асмус, В. Ф. и Тахо-Годи, А. А., М.: Мысль, с. 79–420.

Колесов, В. В. (1986), Мир человека в слове Древней Руси, Л.: Изд-во Ленингр. ун-та.


References

Karsavin, L. (1922), Noctes Petropolitanae, Petrograd: 15-ia Gosudarstvennaia tipografiia (byvshaia tipografiia tovarishchestva “R. R. Golike i A. I. Vil’borg”) Publ. (In Russian)

Iastrebitskaia, A. L. (1991), Historian-medievalist Lev Platonovich Karsavin (1882–1952). Analytical review, Moscow: Institut nauchnoi informatsii po obshchestvennym naukam AN SSSR Publ. (In Russian)

Vaneev, A. A. (1990), Two years in Abes. In memory of L. P. Karsavin, Briussels: Zhizn’ s Bogom Publ. (In Russian)

Vetter, G. A. (1975), L. P. Karsavin, in: Poltoratskii, N. P. (ed.), Russkaia religiozno-filosofskaia mysl' XX veka: sbornik statei, Pittsburg: Otdelenie slavianskikh iazykov i literatur Pittsburgskogo universiteta Publ., pp. 251–261. (In Russian)

Lev Platonovich Karsavin (1882–1952). On the twentieth anniversary of his death (1972), Vestnik Russkogo studencheskogo khristianskogo dvizheniia, no. 2–3 (104–105), pp. 249–318. (In Russian)

Sharonov, V. I. (2019), Karsavin to Skrzhinskaya: “It was you who connected my metaphysics with my biography and life in general…”, in: Filosofskie emanatsii liubvi, Moscow: IaSK Publ., pp. 384–433. (In Russian)

Khoruzhii, S. S. (2012), The Life and Teachings of Lev Karsavin, in: Khoruzhii, S. S. (ed.), Lev Platonovich Karsavin, Moscow: ROSSPEN Publ., pp. 30–96. (In Russian)

Marinina, Iu. V. (2011), Genre originality of L. P. Karsavin’s religious and philosophical heritage (on the example of the confessional work “Noctes Petropolitanae”, 1922 god), Uchenye zapiski OGU. Seriia: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki, no. 6, pp. 220–223. (In Russian)

Khoruzhii, S. S. (1989), Karsavin and de Maistre, Voprosy filosofii, no. 3, pp. 79–92. (In Russian)

St. Angela (1918), Revelations of st. Angela, transl. and introd. art. by Karsavin, L. P, Moscow: Izdanie G. A. Lemana Publ. (In Russian)

Klestov, A. (2018), Translation of the Memoriale of Blessed Angela into Russian by L. P. Karsavin, and its meaning, Filosofskii polilog, no. 3, pp. 102–124. https://doi.org/10.31119/phlog.2018.3.7 (In Russian)

Gregory of Nyssa (1862), On the Soul and on the Resurrection, a conversation with Sister Makrina, in: Tvoreniia sviatogo Grigoriia Nisskogo, chast’ 4. Tvoreniia sviatykh ottsev, vol. 40, Moscow: Moskovskaia dukhovnaia akademiia Publ., pp. 201–326. (In Russian)

Kiprian (Kern), archimandrite (1996),The Anthropology of St. Gregory Palamas, Moscow: Palomnik Publ. (In Russian)

Irenaeus (2008), Against Heresies, in: Irenaeus of Lyon, Protiv eresei. Dokazatel’stvo apostol’skoi propovedi, transl. by Preobrazhenskii, P., prot. and Sagarda, N. I., St. Petersburg: Izdatel’stvo Olega Abyshko Publ., pp. 21–537. (In Russian)

Irénée de Lyon (1974), Contre les hérésies, livre III, t. II, texte et traduction, éds Rousseau, A. et Doutreleau, L., Paris: Les Éditions du Cerf.

Athanasius the Great (1902), A word about the incarnation of God the Word and about His coming to us in the flesh, in: Athanasius the Great, Tvoreniia, ch. 1, Sviato-Troitskaia Sergieva Lavra Publ., pp. 191–263 (In Russian)

Athanase d’Alexandrie (1973), Sur l’Incarnation du Verbe. Introduction, texte critique, trad. par Kannengiesser, C., Paris: Les Éditions du Cerf.

Syméon le Nouveau Théologien (1969), Hymnes 1–15, t. I, introd. par Kode, J., Kode,r J., trad. par Paramelle, J., Paris: Les Éditions du Cerf.

Sadykova, K. R. (2015), The concept of “personality” in the concept of L. P. Karsavin’s theosis, Solov’evskie issledovaniia, no. 2 (46), pp. 101–112. (In Russian)

Lesourd, F. (2012), Lev Karsavin and Catholicism, in: Khoruzhii, S. S. (ed.), Lev Platonovich Karsavin, Moscow: ROSSPEN Publ., pp. 396–427. (In Russian)

Arnaldo (1643), Vita beatae Angelae de Fulginio, auctore Arnaldo, ordinis s. Francisci, in: Acta Sanctorum. Ianuarius, vol. 1, Antverpiae: Ioannem Meursium, pp. 170–234.

Feodor Raifskii (1983), Theodore, the presbyter of Raif, About the same, in: Izbornik Sviatoslava 1073 goda: Facsimile edition, in 2 vols, vol. 1, Moscow: Kniga Publ., col. 223b–236а

Maksimovich, K. A. (2011), To clarify the corpus of Old Russian pre-Mongolian translations from Greek: Synodic in the Week of Orthodoxy, Drevniaia Rus’, Voprosy medievistiki, no. 4 (46), pp. 77–84. (In Russian)

Sreznevskii, I. I. (1912), Materials for the dictionary of the Old Russian language on written monuments, vol. III, St. Petersburg: Tipografiia Imperatorskoi Akademii nauk Publ. (In Russian)

Kurz, J. (red.) (1958), Slovník jazyka staroslověnského. Lexicon linguae palaeoslovenicae, т. IV, Praha: Nakladatelství Československé Akademie Věd.

Peichev, B. (1983), Philosophical treatise in the Simeon collection, Kiev: Naukova dumka Publ. (In Russian)

Kamchatov, A. M. (1987), Philosophical terminology of the Izbornik Sviatoslava 1073 and its translation, in: Zhukovskaia, L. P. (ed.), Drevnerusskii literaturnyi iazyk v ego otnoshenii k staroslavianskomu, Moscow: Nauka Publ, pp. 67–73. (In Russian)

Iurchenko, A. I. (1988), Izbornik 1073: interpretation of the main Ancient Russian philosophical terms, Voprosy iazykoznaniia, no. 2, pp. 75–90. (In Russian)

Sidorov, A. I. (1991), Theodore of Raithu and Theodore of Paran (About one of the authors of the Izbornik Sviatoslava 1073), in: Drevneishie gosudarstva na territorii SSSR. Materialy i issledovaniia. 1990 g., Moscow: Nauka Publ., pp. 135–167. (In Russian)

Kavrus, N. F. (1990), Greek lists of the protographer of “Izbornik Sviatoslava 1073” of the end of the XI — first half of the X century (paleographic analysis), Vizantiiskii vremennik, no. 51, pp. 103–105. (In Russian)

Bibikov, M. V. (1996), The Byzantine prototype of the oldest Slavic book (Izbornik Sviatoslava 1073), Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ. (In Russian)

Feodor Raifskii (1938), Θεοδώρου πρεσβυτέρου τῆς Ῥαϊθοῦ προπαρασκευή…, in: Diekamp, F. (ed.), Analecta patristica: Texte und Abhandlungen zur griechischen Patristik, vol. 61, Roma: Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, pp. 185–222.

Platon (1994), The Republic, in: Plato, Sobranie sochinienii: in 4 vols, vol. 3, ed. by Losev, A. F., Asmus, V. F. and Takho-Godi, A. A., Moscow: Mysl’ Publ, pp. 79–420. (In Russian)

Kolesov, V. V. (1986), The world of man in the Word of Ancient Russia, Leningrad: Izdatel’stvo Leningradskogo universiteta Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Маковецкий, Е. А., & Кузин, И. В. (2024). Кто из влюбленных спасется? (Один вопрос к «Метафизике любви» Л. П. Карсавина). Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(3), 416–430. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.305