Культ крестовых гор в Трехречье

Авторы

  • Андрей Павлович Зябияко Амурский государственный университет, Российская Федерация, 675027, Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21
  • Анна Анатольевна Зябияко Амурский государственный университет, Российская Федерация, 675027, Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21 https://orcid.org/0000-0002-8520-930X
  • Чжан Жуян Северо-Китайский университет гидрологии и мелиорации, Китайская Народная Республика, 450045, Хейнань, Дженджоу, Норф Ринг Роад, 61

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.314

Аннотация

На протяжении всей истории горные ландшафты участвовали в формировании в сознании образов реальности. Горы — константа человеческого бытия, их образ — универсалия сознания. Одним из выражений этой данности являются религиозно-мифологические представления о горах и связанные с ними практики. Статья посвящена культу поклонных гор, существующему в среде православных верующих русского Трехречья. Русским Трехречьем принято называть район компактного проживания русских, расположенный в Китайской Народной Республике. Статья основана на материалах полевых исследований авторов (2015–2019 гг., Северо-Восточный Китай). В духовной культуре русского населения региона сохраняются религиозно-мифологические представления о святых горах. В сакральной топографии Трехречья насчитывается семь святых гор. На каждой святой горе установлены православные кресты. Поэтому эти горы называются также крестовыми горами. Современные русские жители поднимаются на крестовые горы по некоторым православным праздникам. Посещение крестовых гор является почти обязательным на Вознесение — один из двунадесятых праздников православного календаря. Этот обычай глубоко укоренен в культуре трехреченцев в качестве важного наряду с Пасхой и Рождеством события религиозной жизни. Нередко на крестовые горы верующие поднимаются при болезни, несчастье, засухе, чтобы помолиться об избавлении от беды. Китайские власти не препятствуют почитанию крестовых гор и совершению на их вершинах священнодействий. В Трехречье коллективные ритуальные действия на крестовых горах непротиворечиво для русских и китайских жителей вписаны в религиозный синкретизм, в котором соединены традиции русской и китайской народной религии. Почитание поклонных гор и отправление там ритуалов является одной из основ сохранения русскими своей этно-культурной идентичности.

Ключевые слова:

Китай, Россия, Трехречье, русские, китайцы, культ горы, православие, народная религия, этнокультурная идентичность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Забияко, А.П. (2018), Предельные основания религии, Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, т. 34, вып. 4, с. 624–635.

Забияко, А.А., Забияко, А.П. и Зиненко, Я.В. (2016), Народное православие русских Трехречья, Религиоведение, № 3, с. 121–135.

Забияко, А.П. и Забияко, А.А. (2017), Русские Трехречья: основы сохранения этнической самобытности, Новосибирск: Изд-во Ин-т археол. и этнограф. Сиб. отд-ния СО.

Зиненко, Я.В. (2019), Календарная обрядность русских Трехречья, Традиционная культура, т. 20, № 4, с. 97–107.

Аргудяева, Ю.В. (2016), Русские казаки в Трехречье (первая половина XX в.), Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та.

Кляус, В.Л. (2022), Русский фольклор на сопках Маньчжурии. Исследования, тексты, комментарии, М.: Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького РАН.

Забияко, А.П. (2006), Народная религия, в: Забияко, А.П., Красникова, А.Н. и Элбакян, Е.С., Религиоведение. Энциклопедический словарь, М.: Академический проект, с. 672–673.

Срезневский, И.И. (1846), Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям, Харьков: Унив. тип.

Русанова, И.П. (1997), Культовые сооружения и жертвоприношения славян-язычников, Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России, вып. 3, с. 47–62.

唐戈. 俄罗斯文化在中国:人类学与历史研究, 哈尔滨: 北方文学出版社 [Тан, Гэ (2010), Русская культура в Китае: исследование по антропологии и истории, Харбин: Север. лит. изд-во].

Кляус, В.Л. (2015), «Русское Трехречье» Маньчжурии: Очерки фольклора и традиционной культуры, М.: Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького РАН.

时春丽. 俄罗斯族民族认同 研究. 以室韦俄罗斯族民族乡为例. 北京 [Ши, Чуньли (2009), Исследование национальной идентичности этнических русских: на примере Шивэй — Русской национальной волости, Пекин].

Лян, Чжэ (2016), Православие в контексте современного российско-китайского взаимодействия (1949–2015 гг.), М.: Рос. ун-т дружбы народов.

唐戈. 十字架与敖包, 神树: 人类学比较研究. 东北史地. № 4. 页. 44–47 [Тан, Гэ (2006), Крест и обо, волшебное дерево: сравнительное антропологическое исследование, Северо-восточная история и география, № 4, с. 44–47].

Шляпкин, И.А. (1906), Древние русские кресты. Т. 1: Кресты новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы, Записки отделения Русской и славянской археологии ИРАО, т. VII, вып. 2, с. 49–84.

Панченко, А.А. (1996), Почитание каменных крестов на Северо-Западе России, Живая старина, № 3, с. 40–43.

Шахнович, М.М. и Бельский, С.В. (2009), «Новгородские» каменные кресты западного Приладожья, Свод археологических источников Кунсткамеры, вып. 2, отв. ред. Хлопачев, Г.А., СПб.: Изд-во Музея антропол. и этнограф. им. Петра Великого, с. 176–185.

Чумакова, Т.В.и Шахнович, М.М. (2016), Почитание камней в повседневной культовой практике (по материалам докладов исследовательской группы по изучению бытового православия и религиозного синкретизма под руководством Н.М.Маторина. 1933—1934 гг.), Электронный научнообразовательный журнал «История», т. 7, вып. 9 (53). https://doi.org/10.18254/S0001320-1-1

Кайгородов, А.М. (1970), Русские в Трехречье, Советская этнография, № 2, с. 140–149.


References

Zabiyako, A.P. (2018), The Ultimate Foundations of Religion, Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, vol. 34, no. 4, pp. 624–635. (In Russian)

Zabiyako, A.A., Zabiyako, A.P. and Zinenko, Ya. V. (2016), Folk Orthodoxy of the Russians of the Tryokhrech’ye, Religiovedenie, no. 3, pp. 121–135. (In Russian)

Zabiyako, A.P. and Zabiyako, A.A. (2017), Russian of the Tryokhrech’ye: the basics of preserving ethnic identity, Novosibirsk: Institut arkheologii i entografii Sibirskogo otdeleniia RAN Publ. (In Russian)

Zinenko, Ya. V. (2019), Calendar rituals of the Russians of the Tryokhrech’ye, Tradicionnaya kul’tura, vol. 20, no. 4, pp. 97–107. (In Russian)

Argudyaeva, Ya. V. (2016), Russian Cossacks in the Tryokhrech’ye (first half of the 20th century), Blagoveshchensk: Izdatel’stvo Amurskogo gosudarstvennogo universiteta Publ. (In Russian)

Klyaus, V.L. (2022), Russian folklore on the hills of Manchuria. Research, texts, comments, Moscow: Institut mirovoi literautry imeni A. M. Gor’kogo RAN Publ. (In Russian)

Zabiyako, A.P. (2006), Folk religion, in: Zabiyako, A.P., Krasnikov, A.N. and Elbakyan E. S. (eds), Religiovedenie. Entsiklopedicheskii slovar’, Moscow: Akademicheskii proekt Publ., pp. 672–673. (In Russian)

Sreznevskij, I.I. (1846), Sanctuaries and rituals of pagan worship of the ancient Slavs according to contemporary evidence and legends, Kharkiv: Universitetskaia tipografiia Publ. (In Russian)

Rusanova, I.P. (1997), Religious buildings and sacrifices of the pagan Slavs, Istoki russkoi kul’tury (arkheologiia i lingvistika). Materialy po arkheologii Rossii, vol. 3, pp. 47–62. (In Russian)

Tan, Ge (2010), Russian culture in China: a study in anthropology and history, Harbin: Northern literature Publishing House. (In Chinese)

Klyaus, V.L. (2015), “Russian Tryokhrech’ye” of Manchuria: Essays on folklore and traditional culture, Moscow: Institut mirovoi literatury imeni A. M. Gor’kogo RAN Publ. (In Russian)

Shi, Chunli (2009), Study of the national identity of ethnic Russians: using the example of Shiwei — Russian national volost, Beijin. (In Chinese)

Lyan, Chzhe (2016), Orthodoxy in the context of modern Russian-Chinese interaction (1949–2015), Moscow: Rossiiskii universitet druzhby narodov Publ. (In Russian)

Tan, Ge (2006), Cross and obo, magic tree: a comparative anthropological study, Northeastern history and geography, no. 4, pp. 44–47. (In Chinese)

Shlyapkin, I.A. (1906), Ancient Russian crosses, vol. 1: Novgorod crosses before the 15th century, motionless and not of church service, Zapiski otdeleniia Russkoi i slavianskoi arkheologii IRAO, vol. VII,iss. 2, pp. 49–84. (In Russian)

Panchenko, A.A. (1996), Veneration of stone crosses in North-West Russia, Zhivaia starina, no. 3, pp. 40–43. (In Russian)

Shahnovich, M.M. and Bel’skij, S.V. (2009), “Novgorod” stone crosses of the western Ladoga region, in: Svod arkheologicheskikh istochnikov Kunstkamery, iss. 2, ed. in chief otv. red. Khlopachev, G.A., St. Petersburg: Izdatel’stvo Muzeia antropologii i etnografii imeni Petra Velikogo Publ., pp. 176–185. (In Russian)

Chumakova, T.V. and Shahnovich, M.M. (2016), Veneration of stones in everyday religious practice (based on the reports of the research group for the study of everyday Orthodoxy and religious syncretism under the leadership of N.M.Matorin. 1933–1934), Elektronnyi nauchno-obrazovatel’nyi zhurnal “Istoriia”, vol. 7, iss. 9 (53). Available at: http://history.jes.su/s207987840001320-1-1 (accessed: 12.11.2023). (In Russian)

Kajgorodov, A.M. (1970), Russians in Trekhrechye, Sovetskaia etnografiia, no. 2, pp. 140–149. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Зябияко, А. П., Зябияко, А. А., & Жуян, Ч. (2024). Культ крестовых гор в Трехречье. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(3), 536–549. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.314