К ВОПРОСУ О МОРАЛЬНОСТИ ТЕОДИЦЕИ*
Аннотация
Из спектра возможных возражений против теодицеи мы выделяем сомнение в моральной оправданности успешной теодицеи. Опыт незаслуженных страданий Иова в соединении с от- ветом Ягве дает нам возможность продуктивного диалога с указанной точкой зрения. В ходе теодицеи Книги Иова возникает различие между именем Бога и Богом. Под именем подраз- умевается сущностная определенность Бога, задающая конкретное служение Ему. Доискива- ясь смысла служения, судясь с Богом, Иов на деле хочет определенности, или имени того, что предшествовало бы ему; в ответ он получает само предшествование как предшествование. В некотором смысле Благо (как и Справедливость) есть имя Бога, но Он не совпадает с именем полностью; имя отличено от Бога. В этом смысле можно говорить о имморальности Бога. Ито- гом теодицеи оказывается более точное понятие Бога, мы приходим к иной идее Бога, чем та, с которой начиналась теодицея. Следовательно, моральная проблематичность теодицеи сни- мается полностью: целью теодицеи является не оправдание зла, но познание Бога; познание Бога не может считаться аморальным. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова:
теодицея, философия религии, моральность, имморальность
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.