On the possibility of freedom beside the subject: Michel Foucault and the attempt of overcoming of the teleology of modern historicism

  • Alexander Lvov Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Новоевропейская философия уже в лице Декарта решительно выдвинула на первый план два основополагающих понятия: субъект и метод. В ходе развития истории мысли субъект превратился в эпистемологическую константу, способную, во-первых, обосновывать самое себя, во-вторых, определять истину и устанавливать границы ее влияния. Подобная артикуляция субъекта была легитимирована предложенными новоевропейской парадигмой методами. Наиболее значительную роль, пожалуй, здесь сыграла грандиозная система философской науки Гегеля. Философия истории, таким образом, оказалась телеологической, то есть выстраивающей события в линейной перспективе пошагового движения к заранее определенной цели. Однако одной из задач философских исследований ХХ в. был поиск возможностей альтернативной внесубъектной методологии, которая обосновывала бы иную программу реализации воли к знанию. В предлагаемой статье мы обсуждаем попытку Мишеля Фуко противопоставить субъектной парадигме эпохи модерна «трансверсальную» философию истории с точки зрения итогов его «постмодернистского» проекта. Наше исследование становится возможным благодаря применению характерного для Фуко метода археологии гуманитарного знания. Его оригинальная методологическая программа, заявленная им в целом ряде исследований, позволяет, на наш взгляд поставить под сомнение и, возможно, заново определить эпистемологические границы самого субъекта познания. Иначе говоря, наследнику картезианского cogito перестает отводиться фундаментальная роль конституирующего элемента философского познания мира, и он вновь оказывается методологической проблемой. Подобного рода проблематизация одного из наиболее значимых понятий новоевропейской философии позволяет проследить становление методологического детерминизма, идущего рука об руку с возникновением докартезианского субъекта как такового. В результате нашего исследования нам удалось показать, что поиски Фуко альтернативной картезианскому проекту эпистемологической программы можно считать методологически успешными, а, следовательно, и его поиски возможности свободы вне субъекта удавшимися. Библиогр. 15 назв.

Ключевые слова:

телеология, трансверсальность, М. Фуко, историцизм, практики себя, эстетика существования, археологический метод

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

References

Heidegger M. Gegel’ i greki [Hegel and the Greeks]. Heidegger M. Vremia i bytie [Being and Time]. St. Petersburg, Nauka, 2007, pp. 527–541. (In Russian)

Sergeev K. A ., Perov Iu. V. Gegel’ i sovremennoe istoricheskoe soznanie [Hegel, and the Contemporary Historical Consciousness]. Hegel G. W. F. Lektsii po istorii filosofii [Lectures on the History of Philosophy], Book 3. St. Petersburg, Nauka, 2006, pp. 5–82. (In Russian)

Latour B. We Have Never Been Modern. Cambridge, Massachusetts, Harvard University Press, 1993. ix+157 p. (Russ. ed.: Latour B. Novogo vremeni ne bylo. St.Petersburg, Publ. Evrop. un-ta v S. Peterburge, 2006. 240 p.)

Latour B. Woolgar S. Laboratory Life. The Construction of Scientific Facts. Princeton, New Jersey, 1986. 294 p.

Heidegger M. Evropeiskii nigilizm [The European Nihilism]. Heidegger M. Vremia i bytie [Being and Time]. St. Petersburg, Nauka, 2007, pp. 87–245. (In Russian)

Sergeev K. A. Renessansnye osnovaniia antropotsentrizma [The Renaissance Foundations of Anthropocentrism]. St. Petersgurg, Nauka, 2007. 591 p. (In Russian)

Descartes R. Discourse on the Method of Rightly Conducting One’s Reason and of Seeking Truth (Guttenberg Project). Available at: http://www.gutenberg.org/files/59/59-h/59-h.htm part4 (accessed: 13.12.2016) (Russ. ed.: Dekart R. Rassuzhdenie o metode. Dekart R. Sochineniia [Works]. St.Petersburg, Nauka, 2006, pp. 93–131.)

Sergeev K. A., Perov Iu. V. Gegelevskaia istoriia filosofii v kontekste novoevropeiskoi metafiziki [The Hegelian Philosophy of History in the Context of the Modern Metaphysics]. Hegel G. W. F. Lektsii po istorii filosofii [Lectures on the History of Philosophy], Book 3. St. Petersburg, Nauka, 2006, pp. 5–61. (In Russian)

Eribon D. Michel Foucault. Moscow, Molodaia gvardiia Publ., 1996. 378 p. (In Russian)

D’iakov A. V. Mishel’ Fuko i ego sovremenniki [Michel Foucault and His Contemporaries]. St. Petersburg, Aleteiia Publ. 2010. 672 p. (In Russian)

Nietzsche F. The Birth of Tragedy Out of the Spirit of Music. Available at: http://www.holybooks.com/wp-content/uploads/Nietzsche-The-Birth-of-Tragedy.pdf. (accessed 13.12.2016) (Russ. ed.: Nietzsche F. Rozhdenie tragedii iz dukha muzyki. Nietzsche F. Sochineniia [Works], in 2 vols. Moscow, Mysl’, 1990, vol. 1, pp. 47–158.)

Naumova E. I. Proekt marksistskoi dialektiki L. A l’tiussera [The Project of L. A lthusser’s Marxist’s Dialectics]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, is. 7, no. 1, pp. 14–17. (In Russian)

Althusser L. Lenin and Philosophy and Other Essays. New York and London, Monthly Review Press, 1971. (Russ. ed.: Althusser L. Lenin i filosofiia. Moscow, Ad Marginem Publ., 2005. 175 p.)

Foucault M. The Archaeology of Knowledge and The Discourse of Language. New York, Pantheon Books, 1972. 245 p. (Russ. ed.: Foucault M. Poriadok diskursa. Foucault M. Volia k istine: Po tu storonu znaniia, vlasti i seksual’nosti. Moscow, Magisterium, Publ. Kastal’, 1996, pp. 47–96.)

Foucault M. Volia k istine: po tu storonu znaniia, vlasti i seksual’nosti [The Will to Truth. Beyond Power, Knowledge and Sexuality]. Moscow, Kastal’ Publ., 1996. 447 p. (In Russian)
Опубликован
2017-09-05
Как цитировать
Lvov, A. (2017). On the possibility of freedom beside the subject: Michel Foucault and the attempt of overcoming of the teleology of modern historicism. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 33(3), 316–325. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.307