Факторы успеха сетевых протестных движений (анализ конфликта вокруг Исаакиевского собора в 2017–2018 гг.)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.213Аннотация
В статье на примере конфликта власти с общественностью вокруг официального решения о передаче Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (в здании которого работает музей) Русской православной церкви исследуются особенности коммуникационной активности социальных движений при организации онлайн и офлайн политических акций. В качестве теоретико-методологической основы исследования используется модернизированная теория социальных движений, учитывающая их особенности, связанные с применением ими новых коммуникативных возможностей социальных сетей в организации и координации политических акций. В анализе эмпирических данных о сетевой активности движений и сетевых групп, содержания их политической коммуникации использовались методы динамического сетевого анализа. Раскрываются структурные характеристики онлайн-коммуникации двух наиболее активных протестных сетевых групп: «Защитим Исаакиевский собор» и «Сохраним Исаакиевский собор», коммуникативные связи между ними. Показаны различия выбранных ими стратегий борьбы за отмену решения властей. Выделены этапы их развития: мобилизация участников движения деятелями культуры и политиками, недовольными решением (январь 2017 г.); организационная институциализация при проведении встреч и митингов (февраль — май 2017 г.); достижение цели (июнь 2017 г.) с последующим прекращением реализации решения (успех движения). Проанализированы динамика объема и структуры коммуникации в течение всего периода конфликта на каждом этапе. Сделан вывод о реальной политической силе e-movement в ходе рассмотренного политического конфликта. Доказано, что в России использование социальных сетей автоматически не означает успеха сетевого протестного движения, что многое зависит от выбранной им стратегии политического поведения. Онлайн-акции движения должны постоянно подкрепляться соответствующими офлайн-действиями и мероприятиями. Одна лишь сетевая протестная мобилизация не обеспечивает успех движения.
Ключевые слова:
социальные движения, протестная мобилизация, онлайн-сообщества, политическая коммуникация, гражданское общество, big data
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.