Восточная патристика о противоречивости человека и обóжении человечества

Авторы

  • Ольга Васильевна Чистякова Российский университет дружбы народов, Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.417

Аннотация

В статье выведены религиозно-антропологические положения святоотеческого наследия восточно-христианской церкви. В  рассматриваемых концептуальных осмыслениях человека греко-византийских Отцов Церкви сделан акцент на антиномичном понимании сущности «венца» Божественного творения. Противоречивость природы человека, нашедшая обусловленность в восточной патристике, анализируется в статье в связи с многообразием исторических богословских подходов к объяснению ветхозаветного тезиса о сотворении человека по образу и подобию Бога. В данном контексте представлены идеи доникейского Отца церкви Иринея Лионского и неканонического раннехристианского творения «Пастырь» Гермы, а также более позднее учение о человеке святого Григория Нисского как одного из самых ярких представителей патристики классического периода. Особое внимание уделено анализу понятия обóжение, раскрываемого и  как основание формирующейся восточнохристианской антропологической традиции средних веков, и  как очищающий, совершенствующий и  преображающий человека путь религиозного гносиса в процессе Богопознания. Обóжение обосновано как особый образ бытия, намечающий эсхатологические и сотериологические перспективы человеческого существования, связанные с  высокой религиозной нравственностью и  нескончаемой устремленностью человека вверх, к  особому духовному ощущению единства с Богом. В этом плане показательно учение последователя символико-аллегорического богословия преподобного Максима Исповедника о логосах, или энергиях Бога. В статье акцентировано внимание на его концептуализации понятия обóжения. Восприятие логосов человеком способствует объединению земного мира с  Богом (высшим Логосом) и  означает обóжение всего человеческого рода. В этом состоянии мир земной объединяется с миром Божественным и тем самым преодолевается противоречивость как самого человека, так и двух форм бытия — абсолютно-трансцендентного и  земного-бренного. Делается вывод, что ветхозаветный тезис в патристических антропологических построениях реализовался как своего рода преодоление постулируемого дуализма человека и всего сотворенного универсума на основе духовного единства человеческого и Божественного миров, т. е. достигнутого обóжения. Статья построена на текстах святых Отцов Церкви, являющихся священными первоисточниками христианства.

Ключевые слова:

греко-византийские Отцы Церкви, обóжение, христианская антропология, философия Византии

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Ириней Лионский (1996), Творения, кн. 5, М.: Православный паломник.

Свенцицкая, И.С., Введение к книге Апостола Ермы «Пастырь». URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Erm/pastyr_hermy/ (дата обращения: 25.02.2021).

Апостол Ерм, Пастырь, URL: https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/ (дата обращения: 23.02.2021)

Chistyakova, O.V.(2019), Religious Anthropology of Eastern (Greek-Byzantine) Patristics, European Journal of Science and Theology, vol. 15, no. 6, pp. 145–155.

Григорий Нисский (1995), Об устроении человека, СПб.: Axioma.

Лурье, В.М.(1995), Послесловие, в: Григорий Нисский, Об устроении человека, СПб.: Axioma, с. 147–174.

Чистякова, О.В.(2018), Свобода воли и божественное предопределение в восточной и западной патристике в контексте ортодоксальных (сотериологических) и философских различий, Logos et Praxis, т. 17, № 2, с. 6–15.

Григорий Богослов (1994), Песнопения таинственные. Слово 4. О мире, в: Григорий Богослов, Творения, в 2 т., т. 2, Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с. 24–27.

Максим Исповедник (1993), Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семи сот глав Греческаго Добротолюбия, в: Добротолюбие, в 12 т., т. 6, М.: Русский Духовный Центр, с. 247–307.

Иоанн Лествичник (1908), Лествица, Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Флоровский, Г.В.(1992), Восточные отцы V–VIII веков, М.: Паломник.

Максим Исповедник (1993), Мистагогия, в: Максим Исповедник, Творения, в 2 кн., кн. 1: Богословские и аскетические трактаты, М.: Мартис, с. 154–184.


References

Irenaeus (1996), Creations, Moscow: Pravoslavnyi palomnik Publ. (In Russian)

Sventsitskaya, I. S., Introduction to The Shepherd of Hermas by Hermes of Philippopolis. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/ (accessed: 10.03.2021). (In Russian)

Hermes of Philippopolis, The Shepherd of Hermas. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/ (accessed: 10.03.2021). (In Russian)

Chistyakova, O.V.(2019), Religious Anthropology of Eastern (Greek-Byzantine) Patristics, European Journal of Science and Theology, vol. 15, no. 6, pp. 145–155.

Gregory of Nyssa (1995), On the Making of Man, St Petersburg: Axioma Publ. (In Russian)

Lourie, V.M.(1995), Afterword, in: Gregory of Nyssa on the Making of Man, St Petersburg: Axioma Publ., pp. 147–174. (In Russian)

Chistyakova, O.V.(2018), The Issue of Free Will and Divine Predestination in the Western and Eastern Patristics in the Context of Orthodox (Soteriological) and Philosophical Differences, Logos et Рraxis, vol. 17, no. 2, pp. 6–15. (In Russian)

Gregory of Nazianzus (1994), Poemata Arcana. Poem 4. On the Universe, in: Writings of Gregory of Nazianzus, in 2 vols, vol. 2, Sergiev Posad: Tipografiia Sviato-Troitskoi Sergievoi Lavry Publ., pp. 24–27. (In Russian)

Maximus the Confessor (1993), Speculative and Actionable Chapters, in: Philokalia, in 12 vols, vol. 6, Moscow: Russkii Dukhovnyi Tsentr Publ., pp. 247–307. (In Russian)

John Climacus (1908), The Ladder of Divine Ascent, Sergiev Posad: Tipografiia Sviato-Troitskoi Sergievoi Lavry Publ. (In Russian)

Florovsky, G.V.(1995), Eastern Fathers of the Fifth to Eighth Century, Мoscow: Palomnik Publ. 1992. (In Russian)

Maximus the Confessor (1993), Mystagogy, in: Writings of Maximus the Confessor, in 2 vols, vol. 1,Moscow: Martis Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2022

Как цитировать

Чистякова, О. В. (2022). Восточная патристика о противоречивости человека и обóжении человечества. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(4), 650–661. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.417