Византийский исихазм: светоносность и преображение человека в нетварном Свете

Авторы

  • Ольга Васильевна Чистякова Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 https://orcid.org/0000-0002-1074-0913
  • Денис Игоревич Чистяков Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 https://orcid.org/0000-0001-8805-297X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.306

Аннотация

В статье анализируются философские основания византийского исихазма в контексте рассмотрения взаимосвязи человека и Бога в нетварном Свете в учениях, предваряющих поздний исихазм, а также в доктрине Григория Паламы и паламитов. Прослеживается становление исихазма как направления византийской мысли, начиная с раннего периода истории восточной христианской империи. В этом плане показаны концепции отцов-пустынников (Евагрия Понтийского и Макария Великого), Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита. Важнейшие философские идеи святоотеческой традиции представлены в статье как постепенное формирование целостной мистико-христианской доктрины исихазма. Особое внимание уделено антропологическим и эпистемологическим идеям теологии Григория Паламы и паламитов, составившим особое аксиологическое пространство поздневизантийского ареала культуры. В связи с этим рассматривается специфика исихастского религиозного гносиса, выраженная в описаниях Паламы путей и возможностей постижения человеком Бога через нетварный Фаворский свет. Сущность Богопознания передано концепцией византийского мыслителя о преображенной природе человека, совершенной и обоженной посредством глубокого восприятия Божественного света. «Фаворский свет» исихазма суть средство, связывающее человека и Творца в духовное единство и превращающее природу индивида в светоносное начало. Преображение человека, его светоносность «по благодати» делают человека и Бога сопоставимыми и, в то же время, несравнимыми ни с каким другим сотворённым существом. Движение к светоносному преображению человека показано как двуединый процесс – от Бога к человеку и от человека к Богу, т.е. как взаимодействие теозиса и кенозиса.

Ключевые слова:

византийская философия, христианство, исихазм, Божественный (Фаворский) свет, преображение, обóжение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Athanasopoulos, С. (2020), Introduction, in: Athanasopoulos, C. (ed.), Orthodox Mysticism and Asceticism: Philosophy and Theology in St Gregory Palamas’ Work, Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, UK.

Софроний (Сахаров), архим. (2019), Подвиг богопознания. Письма с Афона (к Д. Бальфуру). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/podvig-bogopoznanija/1_1 (дата обращения: 15.12.2023)

Карсавин, Л. П. (1992), Монашество в средние века, М.: Высшая школа.

Strezova, A. (2014), Hesychasm and Art. The Appearance of New Iconographic Trends in Byzantine and Slavic Lands in the 14th and 15th Centures, Canberra: Australian National University Press.

Мейендорф, И. Ф. (1974), О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в., в: Труды Отдела древнерусской литературы, т. XXIX, с. 291205. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/29_tom/Mejendorf/Mejendorf.pdf (дата обращения: 03.12.2023).

Евагрий Понтийский, авва (2019), Слово о молитве. URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/avva_evagriy_pontiyskiy/slovo_o_molitve/ (дата обращения: 29.11.2023).

Макарий Великий, Египетский (1880), Духовные беседы (1–50). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Velikij/duhovnye-besedy-1-50/ 0_42 (дата обращения: 29.11.2023).

Maloney, G. A. (1992), Introduction to Pseudo-Macarius: The Fifty Spiritual Homilies and the Great Letter, New York: Paulist Press.

Иоанн Лествичник (1908), Лествица, Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Максим Исповедник (1993), Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семи сот глав Греческаго Добротолюбия, в: Добротолюбие, в 12 т., т. 6, М.: Русский Духовный Центр, с. 247–307.

Максим Исповедник (1993), Вопросоответы к Фалассию, в: Максим Исповедник, Творения: в 2 кн., кн. 2, М.: Мартис, с. 18–174.

Григорий Синаит (1992), Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, — еще же — о помыслах, страстях и добродетелях, — и еще — о безмолвии и молитве, в: Добротолюбие, в 5 т., т. 5, М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, с. 180–216.

Григорий Синаит (1992), Главы о молитве и безмолвии в: Добротолюбие, в 5 т., т. 5, М.: СвятоТроицкая Сергиева лавра, с. 227–237.

Беседы (омилии) святителя Григория Паламы (1993): [в 3 ч.], пер. с греч. Амвросий (Погодин), архим. репр. изд. М.: Паломник. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/ (дата обращения: 22.12.2023).

Cвятый Григорий Палама, Архиепископ Солунский (1992), О священно-безмолствующих, в: Добротолюбие, в 12 т., т. 5, репр. изд. М.: Русский Духовный Центр, с. 289–300.


References

Athanasopoulos, С. (2020), Introduction, in: Athanasopoulos, C. (ed.), Orthodox Mysticism and Asceticism: Philosophy and Theology in St Gregory Palamas’ Work, Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, UK.

Sophrony (Sakharov), archimandrite (2019), Striving for Knowledge of God: Correspondence with David Balfour. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/podvig-bogopoznanija/1_1 (accessed: 15.12.2023). (In Russian)

Karsavin, L. P. (1992), Monasticism in the Middle Ages, Moscow: Vysshaia shkola Publ. (In Russian)

Strezova, A. (2014), Hesychasm and Art. The Appearance of New Iconographic Trends in Byzantine and Slavic Lands in the 14th and 15th Centures, Canberra: Australian National University Press.

Meyendorff, J. (1974), On Byzantine hesychasm and its role in the cultural and historical development of Eastern Europe in the fourteenth century, in: Proceedings of the Departament of Old Russian Literature, vol. XXIX, pp. 291–205. Available at: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/29_tom/Mejendorf/Mejendorf.pdf (accessed: 03.12.2023). (In Russian)

Evagrius Ponticus (2019), On Prayer. Available at: http://www.odinblago.ru/sv_otci/avva_evagriy_pontiyskiy/slovo_o_molitve/ (accessed: 29.11.2023). (In Russian)

Macarius of Egypt (1880), Spiritual Homilies (1–50). Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Velikij/duhovnye-besedy-1-50/ 0_42 (accessed: 29.11.2023). (In Russian)

Maloney, G. A. (1992), Introduction to Pseudo-Macarius: The Fifty Spiritual Homilies and the Great Letter, New York: Paulist Press.

John Climacus (1908), The Ladder of Divine Ascent, Sergiev Posad: Tipografiia Sviato-Troitskoi Sergievoi Lavry Publ. (In Russian)

Maximus the Confessor (1993), Speculative and Actionable Chapters, in: Philokalia, in 12 vols, vol. 6, Moscow: Russkii Dukhovnyi Tsentr Publ., pp. 247–307. (In Russian)

Maximus the Confessor (1993), Quaestiones ad Thalassium in: Writings of Maximus the Confessor, in 2 vols, vol. 2, Moscow: Martis Publ., pp. 18–174. (In Russian)

Gregory of Sinai (1992), On Commandments and Doctrines, Warnings and Promises; on Thoughts, Passions, and Virtues, and also on Stillness and Prayer, in: Philokalia, in 5 vols, vol. 5, Moscow: SviatoTroitskaia Sergieva Lavra Publ., pp. 180–216. (In Russian)

Gregory of Sinai (1992), On Stillness and Prayer, in: Philokalia, in 5 vols, vol. 5, Moscow: SviatoTroitskaia Sergieva Lavra Publ., pp. 227–237. (In Russian)

Gregory Palamas (1993), The Homilies, in 3 vols, vol. 3, Moscow: Palomnik Publ. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/ (accessed: 22.12.2023). (In Russian)

St. Gregory Palamas, archbishop of Thessaloniki (1992), In defense of those who devoutly practice a life of stillness, in: Philokalia, in 12 vols, vol. 5, Moscow: Russkii Dukhovnyi Tsentr Publ., pp. 289–300. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Чистякова, О. В., & Чистяков, Д. И. (2024). Византийский исихазм: светоносность и преображение человека в нетварном Свете. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(3), 431–443. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.306