Платоновский Сократ и новая интерпретация космоса

Авторы

  • Зузана Зелинова Университет имени Коменского в Братиславе

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.105

Аннотация

Один из наиболее актуальных вопросов современных исследований античной натурфилософии — вопрос о том, когда и почему термин космос (греч. κόσμος) начал использоваться не только в значении порядок, но и в значении мировой порядок. В статье предпринята попытка аргументировать утверждение о том, что новая интерпретация термина космос связана с сократовской философией и что можно говорить о сократовском антропологическом повороте, который произошел вследствие принципиальных изменений в области натурфилософии. Суть антропологического поворота лучше всего была выражена римским оратором и философом Цицеронoм в его известной работе Тускуланские беседы. Предложенная в статье интерпретация основана на предположении, что придание термину космос значения мировой порядок было обусловлено смещением философского внимания на человека, его внутренний мир и опыт. Такой вывод позволяет сделать анализ концепции koinonie (κοινωνία), которая обнаруживается сначала во фрагментах Эмпедокла, а затем в философии Платона. Статья состоит из трех частей. В первой части рассматриваются некоторые традиционные значения термина космос (у Гомера, Гесиода Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Пифагора и т. д.), во второй части исследуется использование термина «космос» в сократовской философии (особенно у Платонa, частично у Ксенофонтa), в третьей части приводятся доводы в пользу утверждения, что Платон является философом, который впервые начал использовать термин космос в значении мир и мировой порядок.

Ключевые слова:

Эмпедокл, Сократ, Платон, космос, космология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

1. Kirk, G. S., Raven, J. E. and Schofield, M. (2004), Předsókratovští filosofové. Kritické dějiny s vybranými texty, Prague: Oikoymenh.

2. Schadewaldt, W. (1991), Homérova básnická ontologie, in Rezek, P. (ed.), Mýtus, epos a logos, Prague: Oikoymenh, pp. 27–47.

3. Gregory, A. (2011), Ancient Greek Cosmogony, Bristol: Bristol Classical Press.

4. Redding, J. (1949), Kosmos from Homer to St. John, The Asbury Seminarian, vol. 4, no. 2, pp. 63–65.

5. Zhmud, L. (2012), Pythagoras and the Early Pythagoreans, Oxford: Oxford University Press.

6. Kahn, Ch. H. (1992), Užití termínu κοσμος v rané řecké filosofii, in Rezek, P. (ed.), Kosmos a živly, Prague: Oikoymenh, pp. 9–20.

7. Theodossiou, E. and Manimanis, V. N. (2010), The Cosmology of the pre-Socratic Greek Philosophers, Memorie della Societa Astronomica Italiana Supplement, vol. 15, pp. 204–209.

8. Dicks, D. R. (1970), Early Greek Astronomy, New York: Cornell University Press.

9. Furley, D. (1987), The Greek Cosmologist, vol. I: The Formation of the Atomic Theory and its Earlier Critics, Cambridge: Cambridge University Press.

10. Couprie, D. L. (2011), Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology. From Thales to Heraclides Ponticus, London: Springer Science + Business Media.

11. Jaeger, W. (1946), Paideia: The Ideals of Greek Culture, vol. I, transl. by Highet, G., Oxford: Oxford, Blackwell.

12. Kahn, Ch. H. (1960), Anaximander and the Origins of Greek Cosmology, Cambridge: Hackett Publishing Company.

13. Hobza, P. (2004), Aristotelés a Theofrastos jako tvůrci mílétské filosofie, Filosofický časopis, no. 6, pp. 889–924.

14. Kratochvíl, Z. (2003), Filosofie živé přírody, Prague: H&H.

15. Finkelberg, A. (1998), On the History of the Greek κοσμος, Harvard Sudies in Classical Philology, vol. 98, pp. 103–136.

16. Huffman, C. A. (1993), Philolaus of Croton: Pythagorean and Presocratic: A commentary on the Fragments and Testimonia with Interpretative Essays, Cambridge: Cambridge University Press.

17. Mansfeld, J. (1971), The Pseudo-Hippocratic Tract Peri Hebdomadoon: Ch 1–11 and Greek Philosophy (Philosophical Texts & Studies), Amsterdam: Van Gorcum.

Опубликован

31.03.2021

Как цитировать

Зелинова, З. (2021). Платоновский Сократ и новая интерпретация космоса. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(1), 53–63. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.105