Платоновский Сократ и новая интерпретация космоса
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.105Аннотация
Один из наиболее актуальных вопросов современных исследований античной натурфилософии — вопрос о том, когда и почему термин космос (греч. κόσμος) начал использоваться не только в значении порядок, но и в значении мировой порядок. В статье предпринята попытка аргументировать утверждение о том, что новая интерпретация термина космос связана с сократовской философией и что можно говорить о сократовском антропологическом повороте, который произошел вследствие принципиальных изменений в области натурфилософии. Суть антропологического поворота лучше всего была выражена римским оратором и философом Цицеронoм в его известной работе Тускуланские беседы. Предложенная в статье интерпретация основана на предположении, что придание термину космос значения мировой порядок было обусловлено смещением философского внимания на человека, его внутренний мир и опыт. Такой вывод позволяет сделать анализ концепции koinonie (κοινωνία), которая обнаруживается сначала во фрагментах Эмпедокла, а затем в философии Платона. Статья состоит из трех частей. В первой части рассматриваются некоторые традиционные значения термина космос (у Гомера, Гесиода Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Пифагора и т. д.), во второй части исследуется использование термина «космос» в сократовской философии (особенно у Платонa, частично у Ксенофонтa), в третьей части приводятся доводы в пользу утверждения, что Платон является философом, который впервые начал использовать термин космос в значении мир и мировой порядок.
Ключевые слова:
Эмпедокл, Сократ, Платон, космос, космология
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.