Концепция пространства мест в социальных науках

Авторы

  • Асалхан Ользонович Бороноев Санкт-Петербургский государственный университет
  • Валерий Хазраилович Тхакахов Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.108

Аннотация

В статье рассматривается концепция пространства мест — теоретическая перспектива, сложившаяся в социальных и гуманитарных науках, в рамках которой анализируются феномен мест и социальные практики по его функционированию и воспроизводству. Цели представленного исследования: 1) раскрыть основные теоретико-методологические подходы к построению концепции пространства мест; 2) представить междисциплинарную концепцию описания и объяснения социальных основ пространства мест; 3) описать значимые социальные практики воспроизводства пространства мест и социокультурной интеграции. Показано, что ключевые подходы к изучению пространства мест представлены совершенно различными исследовательскими направлениями: неомарксизмом (А.Лефевр, М.Кастельс); феноменологией (А.Шютц, Г.Башляр); теориями мест памяти П.Нора и культурной памяти и идентичности А.Ассман; антропологией не-мест М.Оже; гуманистической географией (И-Фу Туан, Э.Рельф, Т.Крессвелл, Д.Симон). В статье выделяются социальные, интеллектуальные, онтологические и эпистемологические основания концепции пространства мест. В узком смысле объединяющий тезис корпуса идей данных научных стратегий концентрируется вокруг положения «место имеет значение». В широком смысле пространство мест — это одно из фундаментальных оснований жизненного мира индивидов и групп. Оно охватывает миры повседневного (воспринимаемое) и образно-символического (переживаемое). Эти жизненные миры включают пространственную практику и пространства репрезентации (в логике А.Лефевра). Им противостоит и навязывает свои модели и логику производства/потребления абстрактное пространство — доминирующая форма эпохи неолиберального капитализма. Отсюда возникает противоречие между двумя разновидностями пространств, которое носит ценностный характер. Пространство мест — это исторически укорененная организация нашего общего опыта, это мир значений и культурных кодов, связанных историей и идентичностью (в логике М.Кастельса). В статье подробно анализируется традиция феноменологии места; раскрывается связь между местом, памятью и идентичностью; определяется теоретический вклад гуманитарной географии в концепцию пространства мест.

Ключевые слова:

пространство мест, Лефевр, абсолютное пространство, абстрактное пространство, Кастельс, феноменология места, родной дом, идентичность, география места

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Тённис, Ф. (2002), Общность и общество. Основные понятия чистой социологии, пер. с нем., СПб.: Владимир Даль.

2. Ильин, И. (2004), Основы христианской культуры, СПб.: Шпиль.

3. Лефевр, А. (2015), Производство пространства, пер. с фр., М.: Strelka Press.

4. Кастельс, М. (2000), Информационная эпоха: экономика, общество и культура, пер. с англ., М.: ГУ ВШЭ.

5. Терборн, Й. (2013), Как понять города: современный кризис и идея городов без государства, Журнал социологии и социальной антропологии, т. XVI, No 1 (66), с. 20–40.

6. Therborn, G. (2017), Cities of Power: The Urban, The National, The Popular, The Global, London: Verso.

7. Вершинина, И. А. (2019), Современные теории города: социологический анализ, М.: Канон+РООИ «Реабилитация».

8. Флорида, Р. (2014), Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства, пер. с англ., М.: Strelka Press.

9. Гидденс, Э. (2011), Последствия современности, пер. с англ., М.: Праксис.

10. Ассман, А. (2018), Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика, пер. с нем, М.: Новое литературное обозрение.

11. Оже, М. (2017), Не-места. Введение в антропологию гипермодерна, пер. с фр., М.: Новое литературное обозрение.

12. Шютц, А. (2003), Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии, пер. с англ., М.: Институт Фонда «Общественное мнение».

13. Башляр, Г. (2004), Избранное: поэтика пространства, пер. с фр., М.: РОССПЭН.

14. Башляр, Г. (2002), Дом от погреба до чердака. Смысл жилища, Логос. Журнал по философии и прагматике культуры, No 3–4 (34), с. 109–134.

15. Ольденбург, Р. (2014), Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества, пер. с англ., М.: Новое литературное обозрение.

16. Бассин, М. (2003), К вопросу о географии национальной идентичности, в Идентичность и география в постсоветской России: cборник научных статей, СПб.: Геликон Плюс, с. 10–14.

17. Хеллеланд, Б. (2007), Социальная и культурная ценность географических названий, в Руководство по национальной стандартизации географических названий. Группа экспертов ООН по географическим названиям, на рус. яз., Нью-Йорк: ООН, с. 117–124.

18. Tuan, Yi-Fu (2001), Space and Place: The Perspective of Experience, Minnesota: University of Minnesota Press.

19. Relph, E. (2008), Place and Placelessness, London: Sage Publicationg Ltd.

20. Cresswell, T. (1996), In Place/Out of Place: Geography, Ideology and Transgression, Minnesota: University of Minnesota Press.

21. Cresswell, T. (2014), Place: An Introduction, 2nd ed., New York: Wiley Blackwell.

22. Foote, K. E. and Azaryahu, M. (2009), Sense of Place, International Encyclopedia of Human Geography, ed. by Kitchin, R. and Trift, N., Oxford: Elsevier, pp. 96–100. URL: https://sciencedirect.com/science/article/pii/B9780080449104009986 (дата обращения: 09.06.2020).

23. Митин, И. (2011), На пути к воображаемой географии: два поворота, три пространства, Топос. Философско-культурологический журнал, No 1, с. 62–73. URL: https://ru.ehu.lt/wp-content/up-loads/2017/10/Topos-2011-1.pdf (дата обращения: 08.06.2020).

24. Tuan, Yi-Fu (1990), Topophilia. A Study of Environmental Perception, Attitudes and Values, New York: Columbia University Press.

25. Collective emotions: Perspectives from psychology, phylosophy and sociology(2014), ed. by Scheve, Ch. von and Salmela, M., Oxford: Oxford University Press.

26. Урри, Дж. (2012), Мобильности, пер. с англ., М.: Праксис.

27. Нора, П. (1999), Проблематика мест памяти, в Франция — память, пер. с фр., СПб.: Издательство СПбГУ, с. 17–50.

28. Нора, П. (2005), Всемирное торжество памяти, Неприкосновенный запас, No 2–3, с. 202–208.

References

1. Tönnies, F. (2002), Commonality and society. Key concepts of pure sociology, transl. from German, St.Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)

2. Ilyin, I. (2004), Foundations of Christian Culture, St. Petersburg: Shpil’ Publ. (In Russian)

3. Lefebvre, H. (2015), The Production of Space, transl. from French, Moscow: Strelka Press Publ. (In Russian)

4. Castells, M. (2000), The Information Age: Economy, Society and Culture, Moscow: Vysshaia shkola ekonomiki Publ. (In Russian)

5. Therborn, G. (2013), End of a Paradigm: The Current Crisis and the Idea of Stateless Cities, Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii, vol. XVI, no. 1, pp. 20–40. (In Russian)

6. Therborn, G. (2017), Cities of Power: The Urban, The National, The Popular, The Global, London: Verso.

7. Vershinina, I. A. (2019), Today’s theories of city. Sociological analysis, Moscow: Kanon+ROOI “Reabilitatsiia” Publ.

8. Florida, R. (2014), Who is your city? Creative economy and the choice of residence, Moscow: Strelka Press Publ. (In Russian)

9. Giddens, A. (1990), The Consequences of Modernity, Cambridge: Polity Press.

10. Assman, A. (2014), The long shadow of the past: memory, culture and memory politics, transl. from German, Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

11. Augé, M. (2017), Non-places: introduction to an anthropology of supermodernity, transl. from fr., Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ. (in Russian)

12. Schutz, A. (2003), Semantic structure of the everyday world: essays on phenomenological sociology, Moscow: Institut Fonda “Obshchestvennoe mnenie” Publ. (In Russian)

13. Bachelard, G. (2004), Selected: the poetics of space, transl. from French, Moscow: Rosspen Publ. (In Russian)

14. Bachelard, G. (2002), House from cellar to attic. Sense of home, Logos, no. 3/4 (34), pp. 109–134. (In Russian)

15. Oldenberg, R. (2014), The Third Place: Cafes, Coffee Shops, Book stores, Bars, Beauty Parlors, and other hangouts as a foundation of society, Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

16. Bassin, M. (2003), To the issue of geography of national identity, in Identichnost’ i geografiia v postsovetskoi Rossii: Sbornik nauchnykh statei, St. Petersburg: Gelikon Plius Publ., pp. 10–14.

17. Helleland, B. (2006), The social and cultural values of geographical names, in Manual for the National Standardization of Geographical Names. United Nations Group of Experts on Geographical Names, New York, United Nations, pp. 117–124. Publ. (In Russian)

18. Tuan, Yi-Fu (2001), Space and Place: The Perspective of Experience, Minnesota: University of Minnesota Press.

19. Relph, E. (2008), Place and Placelessness, London: Sage Publicationg Ltd.

20. Cresswell, T. (1996), In Place/Out of Place: Geography, Ideology and Transgression, Minnesota: University of Minnesota Press.

21. Cresswell, T. (2014), Place: An Introduction, 2nd ed., New York: Wiley Blackwell.

22. Foote, K. E. and Azaryahu, M. (2009), Sense of Place, International Encyclopedia of Human Geography, ed. by Kitchin, R. and Trift, N., Oxford: Elsevier, pp. 96–100. Available at: https://sciencedirect.com/science/article/pii/B9780080449104009986 (accessed: 09.06.2020). (In Russian)

23. Mitin, I. (2011), On the way to imaginary geography: two turns, three spaces, Topos (Filosofsko-kul’turologicheskii zhurnal), no. 1, pp. 62–73. Available at: https://ru.ehu.lt/wp-content/uploads/2017/10/Topos-2011-1.pdf (accessed: 08.06.2020). (In Russian)

24. Tuan, Yi-Fu (1990), Topophilia. A Study of Environmental Perception, Attitudes and Values, New York: Columbia University Press.

25. Scheve, Ch. von and Salmela, M. (eds) (2014), Collective emotions: Perspectives from psychology, philosophy and sociology, Oxford: Oxford University Press.

26. Urry, J. (2012), Mobilities, Moscow: Praxis Publ. (In Russian)

27. Nora, P. (1999), Between Memory and History: Lesde memoire, in Frantsiia — pamiat’, St. Petersburg: Izdatel’stvo SPbGU Publ., pp. 17–50. (In Russian)

28. Nora, P. (2005), The Reasons for the Current Upsurge in Memory, Neprikosnovennyi zapas, no. 2–3, pp. 202–208.

Загрузки

Опубликован

31.03.2021

Как цитировать

Бороноев, А. О., & Тхакахов, В. Х. (2021). Концепция пространства мест в социальных науках. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(1), 91–105. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.108