Гипосубъект Т.Мортона как новый образ человека
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.306Аннотация
В статье рассматриваются произведения Т.Мортона и выделяются основные положения, задающие структуру его философии. Мортон не выделяет эксплицитно свою полную антропологическую позицию, но на основании центральных тем его философии воссоздается концепция человека. В качестве источников использовались статьи «Экология без природы» и «Квир-экология», а также книги «Стать экологичным», «Экологическая мысль», «Гипосубъекты о становлении человека». Данный подход еще не был осуществлен в русскоязычной философской литературе по отношению к выбранным источникам. В русскоязычных статьях, как правило, можно встретить развитие идей Т.Мортона, не касающихся антропологических тем. Несмотря на это, именно антропологический анализ особо интересен, поскольку экологическая проблематика связана не только с проблемами окружающей среды, но и социальными процессами и вопросами о человеке как таковом. Ф.Гваттари в книге «Три экологии» заметил, что экологический дисбаланс и повышенный интерес к этой тематике приведет к изменению повседневности, коллективности и, что важнее всего, к новому типу субъективности. На основании вышеуказанного материала был проведен анализ новой субъективности, свойственной человеку экологичного общества. Используя философско-антропологический подход, свойственный философии И.Канта, автор также приходит к выводу об антиантропоцентричности не только философии Т.Мортона, но и его проекта, поскольку Мортон, согласно европейской традиции, признает «смерть человека» и работает в двух направлениях: антропоморфизирует сущее и анимализирует человека.
Ключевые слова:
человек, Т.Мортон, природа, экология, гипосубъект, гиперобъект, гиперсубъект, экзочеловек
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.