Изобретение реальности

Авторы

  • Виктор Сергеевич Левицкий Украинский институт стратегий глобального развития и адаптации, Бельгия, 1040, Брюссель, пл. Робера Шумана, 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.305

Аннотация

Предметом статьи является процесс формирования представлений о мире как реальности, который точнее всего описывается словом «изобретение». Автором с опорой на классические в этом отношении тексты (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) и современные исследования (А. Макушинский, Ж.-Ф. Куртин) обосновывается позиция, согласно которой идея реальности не является культурным инвариантом. Мысль о том, что реальность существовала всегда, а благодаря научному разуму оказалась наиболее адекватно отражена, понята и описана, является существенной модернизацией. Об этом свидетельствует как этимология концептов «реальность» и «действительность», впервые появившихся лишь в схоластике (Д. Скот, М. Экхарт), так и процесс их содержательного наполнения, который неразрывно связан со становлением научной рациональности. В статье показано, что как научный разум, так и созданный им интегральный образ мира, который мы называем реальностью, генетически восходят к христианскому ценностно-смысловому универсуму. Изначально именно в рамках дискурса естественной теологии был концептуализирован образ автономного мира, развивающийся по универсальным принципам, установленным Богом. В первых научных программах (Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон) эти представления получили свое продолжение, в результате чего мир стал пониматься как имманентная реальность, подчиненная законам природы. Предельное философское обоснование новые онтологические убеждения получили в философии И. Канта, для которого феноменальный мир исчерпывает доступную человеку реальность. Соответственно, мир превращается в одномерную детрансцендентализированную реальность. Такой методологический подход позволяет автору прийти к следующим выводам: 1) образ мира «реальность» является достаточно современным «изобретением», неизвестным предыдущим эпохам; 2) при этом он генетически связан с христианским смысловым универсумом, вне которого не мог бы появиться; 3) мир в нем понимается как одномерная имманентная реальность.

Ключевые слова:

реальность, действительность, мир, научный разум, христианство, естественная теология, модерн

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Habermas, J. (2003), Truth and Justification, edited and with translations by Barbara Fulmer, MIT Press.

Ferraris, M. (2014), Manifesto of New Realism, New York: Suny.

Origgi, G. (2016), What’s New About ‘New Realism’? Available at: http://berlinbooks.org/brb/2016/10/whats-new-about-new-realism/ (accessed: 10.02.2021)

Habermas, J. (2019,) Auch eine Geschichte der Philosophie. Bd. 1: Die okzidentale Konstellation von Glauben und Wissen, Berlin: Suhrkamp Verlag.

Heidegger, M. (1977), The Age of the World Picture, The Question Concerning Technology, New York, London, Toronto and Sydney: Harper Perennial, pp. 115–155.

Cassin, B. (ed.) (2011), Dictionary of Untranslatables: A Philosophical Lexicon, vol. 2, Kiev: DUKh І LІTERA Publ. (In Ukrainian)

Makushinski, A. (2011), The Modern “Image of the World”: Existence, Near the Pyramid, Moscow: Novyy khronograf Publ., pp. 266–303. (In Russian)

Gaidenko, P. P. (2003), Scientific Rationality and Philosophical Reason, Moscow: Progress-Traditsiia Publ. (In Russian)

Cassirer, E. (2015), Philosophy of Symbolic Forms, vol. 3: The Phenomenology of Knowledge, Moscow and St Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ. (In Russian)

Petrov, M. K. (2004), Language, Sign, Culture, Moscow: Editorial URSS Publ. (In Russian)

Akhutin, A. V. (1988), Definition of Nature in Antiquity and Modernity. «Physis» and «Natura», Moscow: Nauka Publ. (In Russian).

Gilson, É. (2000) Thomism. An Introduction to the Philosophy of St. Thomas Aquinas, Moscow, St. Petersburg: Universitetskaia kniga Publ. (In Russian)

Stepin, V. S. (1994), Change of Methodological Paradigms, in Hubner, K. Critique of the Scientific Reason, Moscow: IF RAN Publ., pp. 7–21. (In Russian).

Newton, I. (1989), Mathematical Principles of Natural Philosophy, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Belokobyl’skii, A. V. (2008), Fundamentals and Strategies of Rationality of Modern, Kiev: PARAPAN Publ. (In Russian)

Kojève, A. (1964), The Christian Origins of Modern Science. Available at: https://litresp.ru/chitat/ru/К/kozhev-aleksandr/ateizm-i-drugie-raboti/10 (accessed: 23.10.2020). (In Russian)

Husserl, E. (1994), Philosophy as a Strict Science, Novocherkassk: Saguna Publ. (In Russian)

Nicolaus Copernicus (1543), On The Revolutions of the Heavenly Spheres. Available at: https://bertie.ccsu.edu/naturesci/Cosmology/Copernicus.html (accessed: 09.10.2020).

Descartes, R. (1989), Works in Two Volumes, vol. 1, Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

Koyré A. (1957), From the Closed World to the Infinite Universe, Baltimore, Md.: The Johns Hopkins Press.

Bruno, G. (1949), On the Infinite Universe and Worlds, in Bruno, G., Dialogs, Moscow: Gospolitizdat Publ., pp. 295–448. (In Russian)

Galilei, G. (1964), Selected Works, in 2 vols., vol. 1, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Berger, P. L. (2019), The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion, Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

Kant, I. (1998), Critique of Pure Reason, Minsk: Literatura Publ. (In Russian)

Kant, I. (1965), Works in 6 Volumes, vol. 4. part 1, Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

Huebner, K. (1994), Critique of the Scientific Reason, Moscow: IF RAN Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

22.10.2021

Как цитировать

Левицкий , В. С. (2021). Изобретение реальности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(3), 428–440. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.305