Герменевтический разум как «искусство понимания»

Авторы

  • Лешек Клещ Вроцлавский университет, Польша, 50–137, Вроцлав, Университетская пл., 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.306

Аннотация

Основным ориентиром в статье является герменевтическая философия Ханса-Георга Гадамера и Поля Рикёра. Центральная идея философии Гадамера — понимание, которое связано с так называемой реабилитацией практической философии. В такой философии очень важное место занимают вопрос о мудрости и размышления о наилучшем образе жизни. Гадамер в своей философии указывает условия понимания. Одним из основных элементов его концепции является герменевтический опыт, негативный опыт, означающий осознание конечности всего понимания. Дополнением концепции Гадамера может быть герменевтика П. Рикёра, который считал, что «нет правильного метода интерпретации», и лучший способ понять — это «конфликт герменевтики». Рикёр различает две формы герменевтики: «герменевтика доверия» и «герменевтика подозрения» и развивает идею герменевтики как искусства понимания, указывая на условия и возможности интерпретации текстов, символов и метафор. Интересным дополнением к философии Гадамера и Рикёра является концепция метафорологии Ханса Блюменберга, указавшего на три основные позиции в отношении метафор и функций, которые они выполняют: традиционную; понимающую метафору как неточную, доконцептуальную речь; указывающую на неизбежную и незаменимую природу метафоры. Под этой концепцией метафорологии лежит наука об образах, с помощью которых человек схватывает себя и мир. Блюменберг исследует функции различных метафор, которые изображают правду (свет, нагота), человеческую жизнь (морские путешествия, походы, скалолазание) или мир (часы, машина, организм). Абсолютные метафоры, помимо представления картины всей реальности, также играют роль ориентировочных ориентиров, направляющих действие. Они содержат определенные системы ценностей, которые устанавливают отношения, ожидания, стремления, интересы и указывают на важные или безразличные вещи или сферы, склоняются к определенным действиям или упущениям.

Ключевые слова:

герменевтика, понимание, интерпретация, предрассудки, герменевтический опыт, метафора

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Przyłębski, A. (2006), Gadamer, Warszawa: Wiedza Powszechna.

Gadamer, H.-G. (1999), Text und Interpretation, in Gadamer, H.-G., Gesammelte Werke, Bd. 2, Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), pp. 330–360.

Gadamer, H.-G. (1999), Gesammelte Werke, Bd. 1: Wahrheit und Methode: Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik, Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck).

Gadamer, H.-G. (1999), Was ist Wahrheit? in Gadamer, H.-G., Gesammelte Werke, Bd. 2, Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), pp. 44–56.

Baynes, K., Bohman, J. and McCarthy, Th. (eds) (1986), After Philosophy: End or Transformation? Cambridge, Mass.: MIT Press.

Ricoeur, P. (1989), Język, tekst, interpretacja, trans. by Graff, P. and Rosner, K., Warszawa: PIW.

Blumenberg, H. (1998), Paradigmen zu einer Metaphorologie, Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Arendt, H. (1991), Myślenie, tłum. H. Buczyńska-Garewicz, Warszawa: Czytelnik.

Загрузки

Опубликован

22.10.2021

Как цитировать

Клещ , Л. (2021). Герменевтический разум как «искусство понимания». Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(3), 441–448. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.306