Герменевтика предательства. Образы Иуды Искариота в художественной литературе XX–XXI вв.

Авторы

  • Александр Иосифович Бродский Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-1694-0913

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.410

Аннотация

«Предательство» — понятие, носящее ярко выраженный пейоративный характер. В то же время оно является очень многозначным и широким понятием этики. Предательством называют измену и донос, разглашение тайных планов и сокрытие этих планов, выполнение нелегитимного приказа и отказ от такого выполнения. Часто за достаточно короткий исторический период те, кого еще недавно называли предателями, становились героями. Таким образом, возникает проблема: как мы можем обоснованно охарактеризовать какое-то действия как предательское? Процедура обоснования в этике всегда содержит в себе массу парадоксов, а в ситуации с предательством эти парадоксы обнажаются сильнее, чем в  случаях, по которым издревле существует устоявшийся консенсус: убийство невинного, кража, прелюбодеяние и т.п. Для решения названной проблемы автор использует герменевтическую методологию Поля Рикёра и этическую теорию Аласдера Макинтайра. В обоих случаях задача обоснования этических оценок предполагает обращение к каким-то повествованиям, нарративам. Реальная жизнь состоит из отдельных событий, которые слабо связаны друг с другом и изначально никуда не ведут, тогда как любой нарратив предполагает как раз связанность, определенную телеологию, и благодаря этому легко подпадает под нравственные категории. Фундаментальный нарратив о предательстве — это, конечно, история предательства Иуды Искариота. Но эта евангельская история покрыта таким туманом недосказанности и неясности, что породила огромное множество литературных интерпретаций. Во-первых, она совершенно излишня в общей истории земной жизни Христа: для того, чтобы Иисуса найти, опознать и задержать, никакого предательства не требовалось. Во-вторых, непонятна мотивация Иуды: жажда заполучить тридцать серебряников выглядит слишком ничтожным поводом. В  статье рассматриваются несколько литературных версий предательства Иуды (Л.Андреева, Х.Л.Борхеса, М.Волошина и др.) с целью выявить некоторые парадигмы понимания любого предательства.

Ключевые слова:

этика, моральная оценка, предательство, евангелие, нарратив, интерпретация, событие, conatus

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Маркс, К. (1955), Морализирующая критика и критикизирующая мораль, пер. с нем., в: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения: в 50 т., т. 4, М.: Изд-во полит. лит., с. 291–321.

Shklar, J.N. (1984), Ordinary Vices, Cambridge, Harvard University Press.

Margalit, A. (2017), On Betrayal, Cambridge, Harvard University Press.

Johnson, P. (1992), Frames of Deceit, New York: Cambridge University Press.

Макинтайр, А. (2000), После добродетели: Исследование теории морали, пер. Целищев, В., М.: Акад. проект.

Иезуитова, Л.А. (2003), Три Иуды в русской литературе Серебряного века: Л.Андреев, М.Волошин, А.Ремизов, в: Грачева, А. и д’Амелия, А. (ред.), Алексей Ремизов: Исследования и материалы, СПб., Салерно: Universita di Salerno, с. 55–68.

Мережковский, Д.С. (1996), Иисус Неизвестный, М.: Республика.

Ершов, С.А. (2016), (сост.), Книга Иуды, М.: Александрийская библиотека.

Муретов, М.Д. (1908), Иуда Предатель, Богословский Вестник, т. 1, № 1, с. 1–52.

Андреев, Л.А. (1990), Иуда Искариот, в: Андреев, Л.А. Собрание сочинений: в 6 т., т. 2, М.: Худ. лит., с. 210–264.

Оз, А. (2017), Иуда, пер. Радуцкий, В., М.: Фантом Пресс.

Казандзакис, Н. (1998), Последнее искушение, пер. Васильев, А., М.: Литера.

Волошин, М. (1988), Лики творчества, Л.: Наука.

Франс, А. (1958), Сад Эпикура, пер. Шадрин А., М., в: Франс А.Собрание сочинений: в 8 т., т. 3. М.: Изд-во худ. лит.

Вахитов, С. (2022), «Иуда Искариот» Леонида Андреева и основания интерпретации текста. URL: https://dzen.ru/a/YdFodkj3fG7tKoTk (дата обращения: 15.12.2023).

Борхес, Х.Л. (1994), Три версии предательства Иуды, пер. Лысенко, Е., в: Борхес, Х.Л., Письмена Бога, М.: Республика, с. 288–293.

Ианнуарий (Ивлиев) (2021),Евангелия от Иоанна. Богословско-экзегетический комментарий, М.: Изд-во ББИ.

Спиноза, Б. (1957), Этика, пер. Иванцев, Н.А., в: Спиноза, Б., Избранные произведения: в 2 т., т. 1, М.: Гос. изд-во полит. лит., с. 359–618.

Бадью, А. (2012), Этика. Очерк о сознании зла, пер. Лапицкий, В.В., СПб.: Machina.

Рикёр, П. (1995), Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции, пер. Мачульская, О., М.: Academia.

Аристотель (1983), Поэтика, пер. Гаспаров, М.Л., в: Аристотель, Сочинения: в 4 т., т. 4, М.: Мысль, с. 645–680.


References

Marx, K. (1955), Moralizing criticism and critiquing morality, in Marx, K. and Engels, F. Collected works, in 50 vols, vol. 4, Moscow: Politicheskaia literatura Publ., pp. 291–321. (In Russian)

Shklar, J.N. (1984), Ordinary Vices, Cambridge, Harvard University Press.

Margalit, A. (2017), On Betrayal, Cambridge, Harvard University Press.

Johnson, P. (1992), Frames of Deceit, New York: Cambridge University Press.

Macintyre, A. (2000), After Virtue. A study of Moral Theory, transl. by Tselishchev, V., Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

Iezuitova, L.A. (2003), Three Judases in Russian literature of the Silver Age: L.Andreev, M.Voloshin, A.Remizov, in: Gracheva A. and Ameliia A.d’ (eds), Aleksei Remizov, Issledovaniia i materialy, St. Petersburg, Salerno: Universita di Salerno Publ., pp. 55–68. (In Russian)

Merezhkovsky, D. (1996), Jesus the Unknown, Moscow: Respublika Publ. (In Russian)

Ershov, S. (2016), (ed.), Book of Jude, Moscow: Aleksandriiskaia biblioteka Publ. (In Russian)

Muretov, M. (1908), Judas the traitor, Bogoslovskii Vestnik, vol. 1, no. 1, pp. 1–52. (In Russian)

Andreev, L (1990) Judas Iscariot, in Andreev, L., Collected works, in 6 vols, vol. 2., Moscow: Khudozhestvennaiia literature Publ., pp. 210–264. (In Russian)

Oz, A. (2017), Judas, trans. by Radutskii, V., Moscow: Fantom Press Publ. (In Russian)

Kazandzakis, N. (1998), The last temptation, transl. by Vasil’ev, A., Moscow: Litera Publ. (In Russian)

Voloshin, M. (1988), Faces of creativity, Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

France, A. (1958), Le jardin d’Épicure, transl. by Shadrin, A., in: France, A.Collected works, in 8 vols, vol. 3., Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Vakhitov, S. (2022), “Judas Iscariot” by Leonid Andreev and the basis for interpreting the text. Available at: https://dzen.ru/a/YdFodkj3fG7tKoTk (accessed: 06.03.2019). (In Russian)

Borges, J.L. (1994), Tres versiones de Judas, trans. by Lysenko, E, in: Borges J.L Pis’mena Boga, Moscow: Respublika Publ., pp. 288–293. (In Russian)

Iannuarii (Ivliev) (2021), Gospel of John. Theological-exegetical commentary, Moscow: Bibleiskobogoslovskii institut Publ. (In Russian)

Spinoza, B de. (1957), Ethika, transl. by Ivantsev, N., in: Spinoza B., Selected works, in 2 vols, vol. 1. Moscow: Politicheskaia literatura Publ., pp. 359–618. (In Russian)

Badiou, A. (2012), L’ethique. Essai sur la conscience du mal, transl. by Lapitskii, V., St. Petersburg: Machina Publ. (In Russian)

Ricœur, P. (1995), Hermeneutics. Ethics. Policy. Moscow lectures, trans. by Machul’skaia, O., Moscow: Academia Publ. (In Russian)

Aristotle (1983), Poetics, transl. by Gasparov, M.L. in: Aristotle, Works, in 4 vols, vol. 4. Moscow: Mysl’ Publ., pp. 645–680. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2024

Как цитировать

Бродский, А. И. (2024). Герменевтика предательства. Образы Иуды Искариота в художественной литературе XX–XXI вв. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(4), 689–702. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.410

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)