Неизвестный солдат: философская апология войны и ее истоки

Авторы

  • Александр Иосифович Бродский Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.402

Аннотация

В философии мы сталкиваемся с апологией войны чаще, чем в каких-либо других сферах культуры. Позитивную оценку войн можно найти у Гераклита, Аристотеля, Фихте, Гегеля, Ницше, В. Соловьева, Бердяева, С. Булгакова и многих других мыслителей прошлого и настоящего. Автор статьи пытается найти причины этого явления. По его мнению, в самом характере философского дискурса есть черты, сходные с ментальными предпосылками войн. Во-первых, и для философии, и для войны характерен культ всеобщего и неприятие всего частного, индивидуального. Во-вторых, в философском дискурсе, как и в военной практике, используется «апофатическая логика», где всякое единство определяется через отрицание отдельного, особенного. В-третьих, и философии, и войне присущ антиутилитаризм, который противопоставляет всякому прагматическому интересу служение высшим неутилитарным ценностям. Эти сходства философии и войны объясняются их общей функцией: защитой базовых для того или иного сообщества смыслов. Смыслы составляют основу традиции. Обычно они принимаются без всякого размышления, но всегда ставятся под сомнение другими сообществами. Поэтому войны — неизбежный фактор культуры. Философия же возникает в качестве компенсаторного средства там, где, в силу тех или иных обстоятельств в рамках одного сообщества поколеблена традиция. Философия функционирует либо как средство обоснования базовых для сообщества смыслов, либо как средство их замещения. Но обосновать смыслы формально-логическим путем невозможно. И если сообщество уже не принимает базовые смыслы «автоматически», то единственным средством их обоснования становится насилие, наиболее радикальной формой которого является война. Таким образом, война для философии является своеобразной заменой аргументации. Не случайно большинство сторонников «вечного мира» — от А. Сен-Симона до В. Вернадского — связывали его установление с отказом от философского мышления в пользу научного, что, разумеется, является утопией.

Ключевые слова:

война, философия, идеология, смыслы, ценности, культурная травма

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

1. Де Местр Ж.Санкт-Петербургские вечера. СПб.: Алетейя, 1998. 731 с.

2. Платон. Государство // Платон.Собр. соч.: в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 79–420.

3. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: в 4 т. / под ред. А. И. Доватура, Ф. Х. Кессиди. М.:Мысль, 1983. Т. 4. С. 375–644.

4. Кант И. К вечному миру // Кант И. Соч.: в 6 т. / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги,Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 257–310.

5. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч.: в 6 т. / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 423–435.

6. Соловьев В. С. Оправдание добра // Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. М.: Мысль, 1988. Т. 1. С. 47–580.

7. Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И. Г. Соч. СПб.: Наука, 2008. С. 398–596.

8. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Гегель Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. Т. 4. 488 с.

9. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Культурная Революция, 2007. Т. 4. 432 с.

11. Unamuno M. de. Prologue a la traduction francaise // Unamuno M. de. Le sentiment tragique de la vie. Paris: Gallimard, 1979. P. 7–10.

12. Эрн В. Ф. От Канта к Круппу // Эрн В. Ф. Соч. М.: Правда, 1991. С. 308–318.

13. Манн Т. Размышления аполитичного М.: АСТ, 2015. 544 с.

14. Булгаков С. Н. Размышления о войне // Булгаков С. Н. Философия имени. Икона и иконопочитание. М.; СПб.: Искусство, Инапресс, 1999. Т. 2. С. 343–377.

15. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. М.; СПб.: Медиум, Ювента, 1997. 312 с.

16. Cassirer E. The Myth of the State. New Haven; London: Yale University Press, 1946. 300 p.

17. Платон. Федон // Платон. Собр. соч.: в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. Т. 2. С. 7–80.

18. Платон. Теэтет // Платон. Собр. соч.: в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. Т. 2. С. 192–274.

19. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. / под ред. А. И. Доватура, Ф. Х. Кессиди. М.:Мысль, 1983. С. 63-450.

20. Бердяев Н. Философия неравенства. М.: ИМА-ПРЕСС, 1990. 285 с.

21. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 670 с.

22. Смирнов И. Человек человеку — философ. СПб.: Алетея, 1999. 370 с.

23. Бродский А. И. Анатомия традиций. Физиологические и семиотические основания вытеснения и актуализации в культуре // Studia Culturae. 2016. № 30. С. 18–29.

24. Бродский А. И. Креативное вытеснение. (К методологии изучения культурных травм) // Философия и культура. 2018. № 8. С. 40–50.

25. Хомский Н, Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык. СПб: Питер, 2018. 304 с.

26. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Т. 2. 525 с.

27. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис Пресс, 2004. 576 с.

References

1. De Maistre, J. (1998), Les soirees de St-Petersbourg, Aletheia Publ., St. Petersbourg. (In Russian)

2. Plato (1994), “State”, in Plato, Sochineniia, general eds A. F. Losev, V. F. Asmus, A. A. Takho-Godi, vol. 3, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 79–420. (In Russian)

3. Aristotle (1983), “Politics”, in Aristotle, Sochineniia, eds A. I. Dovatur, F. Kh. Kessidi, vol. 4, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 375–644. (In Russian)

4. Kant, I. (1966), “Zum ewigen Frieden”, in Kant, I. Sochineniia, general ed. by V. F. Asmus, A. V. Gulyga, T. I. Oizerman, vol. 6, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 257–310. (In Russian)

5. Kant, I. (1966), “Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltbürgerlicher Absicht”, in Kant, I., Sochineniia, general eds V. F. Asmus, A. V. Gulyga, T. I. Oizerman, vol. 6, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 423–435. (In Russian)

6. Solov’ev, V. S. (1988), “The Truth of Good”, in Solov’ev, V. S., Sochineniia, eds A. F. Losev, A. V. Gulyga, vol. 1, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 47–580. (In Russian)

7. Fichte, J. G. (2008), “Die Hauptmerkmale der Moderne”, in Fichte, J. G., Sochineniia, Nauka Publ., St. Petersbourg, pp. 398–596. (In Russian)

8. Hegel, G. W. F. (1959), “Phänomenologie des Geistes”, in Hegel, G. W. F., Sochineniia, vol. 4, Sotsial’noekonomicheskoi literatury Publ., Moscow. (In Russian)

9. Hegel, G. W. F. (1990), Die Rechtsphilosophie, Mysl’ Publ., Moscow. (In Russian)

10. Nietzsche, F. W. (2007), “Also sprach Zarathustra”, in Nietzsche, F. W., Sochineniia, vol. 4, Kul’turnaia revoliutsiia Publ., Moscow. (In Russian)

11. Unamuno, M. de. (1979), “Prologue a la traduction francaise”, in Unamuno, M. de. Le sentiment tragique de la vie, Gallimard, Paris, pp. 7–10. (In French)

12. Ern, V. F. (1991), “From Kant to Krupp”, in Ern, V. F., Sochineniia, Pravda Publ., Moscow, pp. 308–318. (In Russian)

13. Mann, T. (2015), Betrachtungen eines unpolitischen, rus. ed., AST Publ., Moscow. (In Russian)

14. Bulgakov, S. N. (1999), “Reflecting about war”, in Bulgakov, S. N., Filosofiia imeni. Ikona i ikonopochitanie, vol. 2, Iskusstvo Publ., Moscow, pp. 343–377. (In Russian)

15. Horkheimer, M. and Adomo, T. W. (1997), Dialektik der Aufklaerung, Medium Publ. and Iuventa Publ., Moscow and St-Petersbourg. (In Russian)

16. Cassirer, E. (1946), The Myth of the State, Yale University Press, New Haven and London.

17. Plato (1994), “Fedon”, in Plato, Sochineniia, general eds A. F. Losev, V. F. Asmus, A. A. Takho-Godi, vol. 2, Mysl” Publ., Moscow, pp. 7–80. (In Russian)

18. Plato (1994), “Teetat”, in Plato, Sochineniia, general eds A. F. Losev, V. F. Asmus, A. A. Takho-Godi, vol. 2, Mysl’ Publ., Moscow, pp. 192–274. (In Russian)

19. Aristotle (1983), “Metaphysics”, in Aristotle, Sochineniia, eds A. I. Dovatur, F. Kh. Kessidi, vol. 1, Mysl’ Publ., Moscow, Russia, pp. 63–450. (In Russian)

20. Berdyaev, N. (1990), The Philosophy of Inequality, IMA-PRESS Publ., Moscow. (In Russian)

21. Arendt, H. (1996), The Origins of Totalitarianism, TsentrKom Publ., Moscow. (In Russian)

22. Smirnov, I. (1999]), Homo homini philosophus, Aleteiia Publ., St. Petersburg. (In Russian)

23. Brodsky, A. (2016), “Anatomy of tradition”, Studia Culturae, vol. 30, pp. 18–29. (In Russian)

24. Brodsky, A. (2018), “Creative Repression: On the Methodology of Cultural Trauma Studies”, Filosofiia i kul’tura, vol. 109, no. 8, pp. 40–50. (In Russian)

25. Berwick, C. R. and Chomsky, N. (2018), Why Only Us. Language and Evolution/em>, rus. ed., Piter Publ., St. Petersburg. (In Russian)

26. Popper, K. R. (1992), The open society and its enemies, rus. ed., vol. 2, Soros Foundation Publ., Moscow. (In Russian)

27. Vernadskii, V. I. (2004), Biosphere and noosphere, Airis Press Publ., Moscow. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

19.02.2020

Как цитировать

Бродский, А. И. (2020). Неизвестный солдат: философская апология войны и ее истоки. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(4), 551–562. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.402

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)