ВРЕМЯ ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯТЫХ ДАРОВ КИЕВСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И РОССИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ*

Авторы

  • Александр Иосифович Бродский Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье утверждается, что философия, которая преподавалась в православных школах на территории Речи Посполитой в конце XVI — начале XVII в., а затем стала идейной основой дви- жения «латинствующих» в Москве, может быть отнесена к так называемой второй схоластике. Особенности второй схоластики — это отрицание предопределения в богословии, использова- ние вероятностных подходов в логике и этике, отрицание абсолютизма в политике. Эти черты сделали второю схоластику неприемлемой для Российской империи и других возникавших в Ев- ропе абсолютных монархий, которые идеологически опирались на универсальный рационализм раннего Просвещения. И в Западной Европе, и в России вторая схоластика оказалась в «зоне культурного отчуждения». В то же время господство второй схоластики в православных школах Речи Посполитой совпало по времени со становлением культурного своеобразия Украины и во многих отношениях определило характерные черты украинского менталитета.

Ключевые слова:

Россия, Украина, православие, вторая схоластика, Просвещение, культурное отчуждение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература / References

Миркович Г. О времени преосуществления Святых Даров. Спор бывший в Москве во второй половине XVII в. Вильна: [Б. и.] 1886. 254 с.

Troitskiy S. Begun B. Voloshuk E. Chertenko A. Strategies of studying zones of cultural exclusion // Modern Studies of Russian Society: A collective monograph. Helsinki: Unigrafi a 2014. P. 79–94.

Verbum. Выпуск 1. Франсиско Суарес и европейская культура XVI–XVII веков. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество 1999. 212 с.

Шмонин Д. В. В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 2006. 277 с.

Бродский А. И. Альтернатива Просвещению. Вторая схоластика в России // Философский век. Альманах. Вып. 25. История философии как философия. Материалы конференции. Часть 2. СПБ.: Санкт-Петербургский Центр истории идей 2003. С. 38–47.

Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждения I–V. М.: Институт философии теологии и истории св. Фомы 2007. 776 с.

Аристотель. Топика // Соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль 1978. С. 347–532.

Бродский А. И. Casus conscientiae. Казуистика и пробабилизм с точки зрения современной эти- тики // Homo philosophans. К 60-летию проф. К. А. Сергеева. СПб.: Санкт-Петербургское философ- ское общество 2002. С. 279–294.

Арно А. Николь П. Логика или искусство мыслить. М.: Наука 1991. 412 с.

Лейбниц Г. Ф. Теодицея // Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль 1989. С. 49–467.

Darowski R. Studies in the philosophy of the Jesuits in Poland in the 16th to 18th centuries. Kraków: WAM 1999. 302 р.

Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. Москва: [Б. и.] 1886. 192 с.

Флоровский Г. Пути русского богословия. Paris: YMCA-PRESS 1988. 600 с.

Чижевський Д. Українське літературне бароко: Вибрані праці з давньої літератури. Київ: Обе- реги 2003. 466 с.

Довга Л. До питання про барокову ментальність українців // Mediaevalia Ucrainica. Т. 1. Київ: АН України 1992. С. 104–116.

Парахоньский Б. Барокко: поэтика и символіка // Філософьска і соціологічна думка. 1993. № 6. С. 99–114.

Кулиненко А. В. Отражение специфики художественного мировосприятия в искусстве укра- инского барокко // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: материалы Междунар. науч. конф. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество 2001. С. 5–8. (Серия «Symposium». Вып. 17).

Бохеньский Ю. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков. М.: Прогресс 1993. 187 с.

Горський В. С. Історія української філософії. Київ: Наукова думка1997. 239 с.

Бродский А. И. Тайна диалектической логики. Гегелевская диалектика в советской Рос- сии // Русская и европейская философия: пути схождения: сб. материалов конференции. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество 1999. С. 172–181.

Lukasiewicz J. A numerical interpretation of theory of proposition // Selected works. Amsterdam; Warszawa: North-Holland Publishing Company — Polish Scientifi c Publishers 1970. P. 129–130.

Lukasiewicz J. On determinism // Selected works. Amsterdam — Warszawa: North-Holland Publishing Company — Polish Scientifi c Publishers 1970. P. 110–128.

Карпенко А. С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М.: Наука 1990. 214 с.

Эпштейн М. Н. Философия возможного. СПб.: Алетея 2001. 334 с.

Загрузки

Опубликован

22.11.2018

Как цитировать

Бродский, А. И. (2018). ВРЕМЯ ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯТЫХ ДАРОВ КИЕВСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И РОССИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ*. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 31(1), 89–99. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/2907

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)