ВРЕМЯ ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯТЫХ ДАРОВ КИЕВСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И РОССИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ*
Аннотация
В статье утверждается, что философия, которая преподавалась в православных школах на территории Речи Посполитой в конце XVI — начале XVII в., а затем стала идейной основой дви- жения «латинствующих» в Москве, может быть отнесена к так называемой второй схоластике. Особенности второй схоластики — это отрицание предопределения в богословии, использова- ние вероятностных подходов в логике и этике, отрицание абсолютизма в политике. Эти черты сделали второю схоластику неприемлемой для Российской империи и других возникавших в Ев- ропе абсолютных монархий, которые идеологически опирались на универсальный рационализм раннего Просвещения. И в Западной Европе, и в России вторая схоластика оказалась в «зоне культурного отчуждения». В то же время господство второй схоластики в православных школах Речи Посполитой совпало по времени со становлением культурного своеобразия Украины и во многих отношениях определило характерные черты украинского менталитета.
Ключевые слова:
Россия, Украина, православие, вторая схоластика, Просвещение, культурное отчуждение
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.