ПРОСВЕЩЕНИЕ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ? ИДЕЙНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РУССКОМ БОГОСЛОВИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА
Аннотация
В статье рассматривается спор между мистиками и схоластами в русском богословии начала XIX в. Старинное противостояние мистиков и схоластов в эту эпоху наполнилось новым содержанием. В своем понимании проблемы нравственного воспитания схоласты исходили из парадигмы Просвещения, а мистики — из парадигмы романтизма. Центральным для учений мистиков стало понятие «образование» (Bildung, Formation), которое первоначально сложилось в средневековой мистике и означало взращивание человеком в своей душе Образа Божия. В эпоху романтизма понятие «образование» стало употребляться в значении развития естественных задатков и возможностей человека и противопоставляться понятию «просвещение», которым обозначали обучение ни к чему заранее не предрасположенного «природного» человека. Автор статьи убежден, что в наши дни противостояние Просвещения и Образования остается актуальным.
Ключевые слова:
мистика, схоластика, богословие, просвещение, образование
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.