ПРОСВЕЩЕНИЕ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ? ИДЕЙНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РУССКОМ БОГОСЛОВИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА

  • Александр Иосифович Бродский Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье рассматривается спор между мистиками и схоластами в русском богословии начала XIX в. Старинное противостояние мистиков и схоластов в эту эпоху наполнилось новым содержанием. В своем понимании проблемы нравственного воспитания схоласты исходили из парадигмы Просвещения, а мистики — из парадигмы романтизма. Центральным для учений мистиков стало понятие «образование» (Bildung, Formation), которое первоначально сложилось в средневековой мистике и означало взращивание человеком в своей душе Образа Божия. В эпоху романтизма понятие «образование» стало употребляться в значении развития естественных задатков и возможностей человека и противопоставляться понятию «просвещение», которым обозначали обучение ни к чему заранее не предрасположенного «природного» человека. Автор статьи убежден, что в наши дни противостояние Просвещения и Образования остается актуальным.

Ключевые слова:

мистика, схоластика, богословие, просвещение, образование

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Жирмунский В. И. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Новое Время 1912. 207 с.

Чистович И. А Очерки из истории русского мистицизма в царствовании Александра I // Русская старина. 1894. Июль. С. 118–130.

Тургенев А. И. Политическая проза. М.: Советская Россия 1989. 368 с.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс 1988. 704 с.

Флоровский Г. Пути русского богословия. Paris: YMCA-PRESS 1988. 599 с.

Платон архиепископ Московский и Калужский. В день Преподобного Сергия // Платон архиепископ Московский и Калужский. Поучительные слова: в 4 т. Т. 4. М.: Б. и. 1780. С. 112–118.

Барсов Н. Несколько слов об архиепископе Иннокентии Херсонском // Христианское чтение. 1884. № I. С. 494–499.

Иннокентий архиепископ Херсонский и Таврический. Слово на страсти Господни // Иннокентий архиепископ Херсонский и Таврический. Соч.: в 12 т. Т. 9. М.: Б. и. 1901. С. 206–208.

Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского: Слова и речи: в 5 т. М.: Б. и. 1873–1885.

Тареев М. М. Митрополит Филарет как богослов // Филарет митрополит Московский: сб. ст. Сергиев Посад: Б. и. 1918. С. 78–87.

Боссюэт епископ Мосский. Надгробные слова. СПб: Б. и. 1822. 398 с.

Иннокентий епископ Пензенский и Саратовский. Христианское нравоучение или богословие деятельное подлежательное // Иннокентий епископ Пензенский и Саратовский. Соч.: в 3 ч. Ч. 1. СПб.: Б. и. 1845. С. 1–78.

Кочетов И. Черты деятельного учения веры или краткое учение о христианской нравственности изложенное в духе православной греко-российской церкви. 2-е изд. СПб.: Б. и. 1825. 283 с.

Станевич Е. Беседа над гробом младенца о бессмертии души. 2-е изд. СПб.: Б. и. 1824. 317 с.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М: Республика 1993. 415 с.
Опубликован
2018-12-10
Как цитировать
Бродский, А. (2018). ПРОСВЕЩЕНИЕ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ? ИДЕЙНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РУССКОМ БОГОСЛОВИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 29(2), 106-111. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3223