МОРАЛИЗАТОРСТВО И НАСИЛИЕ С ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

  • Александр Иосифович Бродский Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Этика, как и многое другое в нашей жизни, несет в себе возможность определенного само- отрицания. Стремление побороть зло часто оборачивается еще худшим злом. Причина этого, с точки зрения автора, заключается не в чьей-либо злой или корыстной воле, а в неких объек- тивных законах функционирования морали. Моральный дискурс состоит из императивов, но применимых не к отдельному случаю, а к классу случаев. Особенность семантики императи- вов заключается, во-первых, в изменении направления соответствия между словами и миром (не слова надо привести в соответствие с миром, а, наоборот, мир привести в соответствие со словами о нем); во-вторых, в переносе ответственности за это соответствие с говорящего на слушателя. В такой ситуации насилие становится своего рода доказательством «истинности» и, следовательно, общезначимости и необходимости моральных высказываний.

Ключевые слова:

этика, насилие, семантика, прагматика, логика, доказательство

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Энгельгардт М. А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб.: [Б. и.] 1899. 209 с.

Франк С. Л. Крушение кумиров // Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда 1990. 607 с.11

Шаламов В. Т. «Новая проза». Из черновых записей 70-х годов // Новый мир. 1989. № 12.С. 3–29.

Гусейнов А. А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 3–8.

Сорель Ж. Размышления о насилии. М.: Польза 1907. 163 с.

Зорин А. Л. Этика итальянских неоидеалистов: Проблема обоснования морали и метода. Краснодар: Краснодарский гос. университет культуры и искусств 1999. 183 с.

Евразийство. Опыт систематического изложения. Париж; Берлин: Евразийское книгоиздательство 1926. 78 с.

Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Медиум 1993. С. 301–479.

Ayer A. J. Language Truth and logic. Harmondsworth: Penguin 1971. 208 р.

Мур Дж. Э. Принципы этики. М.: Прогресс 1984. 325 с.

Бродский А. И. В поисках действенного этоса. Обоснование морали в русской этической мысли XIX века. СПб.: Изд-во СПбГУ 1999. 150 с.

Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат 1987. 320 с.

Гуссерль Э. Логические исследования. Ч. 1. СПб.: Образование 1909. 224 с.

Carnap R. Th e logical syntax of language. London: Kegan Paul 1937. 932 р.

Hare R. M. Th e language of morals. Oxford: Oxford University Press 1952. 424 p.

Searle J. Expression and meaning. Cambridge: Cambridge University Press 1979. 117 p.

Stevenson Ch. L. Ethics and language. New Haven: Yale University Press 1960. 280 р.

Макинтайр А. После добродетели. М.: Академический проект 2000. 384 с.

Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М.: Прогресс 1986. С. 22–31.

Вригт Г. Ф. фон. Нормы истина и логика // Вригт Г. Ф. фон. Логико-философские исследования. Избр. труды. М.: Прогресс 1986. С. 290–410.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативной действие. СПб.: Наука 2001. 381 с.

Толстой Л. Н. Дневник 1890 г. // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Т. 51. М.; Л.: Гослитиздат 1952. С. 55–60
Опубликован
2018-11-30
Как цитировать
Бродский, А. (2018). МОРАЛИЗАТОРСТВО И НАСИЛИЕ С ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 30(1), 5-11. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3037