Своеобразие философского дискурса Н.А. Бердяева

Авторы

  • Александр Владимирович Усачев Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, Российская Федерация, 399770, Елец, ул. Коммунаров, 28

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.407

Аннотация

Опровергать мнение о хаотичности изложения проблем и доминировании бессознательного в текстах Н.А. Бердяева — значит попадать в онтологическую зависимость от них. Это не выводы, сделанные на основе анализа творчества философа, а цитирование самооценки философа, к которой он прибегал не один раз. В ней нет аналитической и эвристической ценности. В образе мыслей Н.А. Бердяева одновременно присутствуют христианские интуиции и  оппозиционная структура, характерная для философского творчества в  целом. Особенности мышления русского философа сказываются в органичном сочетании таких видов философского творчества, как персонализм, экзистенциализм, а также интуитивных компонент восточно-христианского миропонимания. В философии Н.А. Бердяева есть также космологические компоненты, которые содержат утверждение о том, что мир входит в эпоху третьего периода, настает время для свободы и творчества. Особенности мышления Бердяева могут быть оценены с  точки зрения синтетичности и  уникальности, которые существенно отличают его способ мыслить от типичного философского мышления Нового времени. По мнению русского философа, анализ и расщепление не могут служить отправным пунктом для мыслительного процесса. Оппозиционная структура имеет персоналистическую направленность. Без творчества и свободы философия неклассического периода не имеет значения, так как потенциал формальной и диалектической логики уже ярко и фундаментально сказался в лучших образцах классической философии. Важный уровень философии Н.А. Бердяева — это бинарная структура мышления.

Ключевые слова:

религиозная философия, экзистенциализм, персонализм, логоцентризм, дихотомия, бинарная оппозиция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Усачев, А.В. (2008), Проблема онтологического статуса религиозного компонента в русской философии конца XIX первой половины XX века: дис. … д-ра филос. наук, Тула.

Полторацкий, Н.П. (1975), Н.А. Бердяев, в: Полторацкий, Н.П. (ред.), Русская религиозно-философская мысль XX века: сб. ст., Питтсбург, с. 190–204.

Соловьев, В.С. (1988), Сочинения: в 2 т., т. 1., М.: Мысль.

Gaisin, A. (2018), Solovyov’s metaphysics between gnosis and theurgy, Religions, vol. 9, is. 11. https:// doi.org/10.3390/rel9110354

Полипчук, Д.С. (2014), Некоторые особенности философии религии И.Ильина, Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, № 4, с. 15–21.

Tsambassis, A. (1964), The Berdyaev’s Personalistic Philosophy, Personalist, no. 10, Los Angeles, pp. 34–45.

Франк, С. Л. (1990), Сочинения, М.: Правда.

Бердяев, Н.А. (2003), О назначении человека. Опыт парадоксальной этики, М.: Фолио.

Киейзик, Л.-Б. (2018), Критический марксизм Н.А. Бердяева — период формирования (в свете неопубликованной переписки с К.Каутским), Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, т. 34, вып. 2, с. 177–185. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.204

Бердяев, Н.А. (2007), Я и мир объектов, М.: АСТ; Хранитель.

Bodea, R.-O. (2019), Nikolai Berdyaev’s Dialectics of Freedom, In Search for Spiritual Freedom Open Theology, vol. 5, no. 1, pp. 299–308. https://doi.org/10.1515/opth-2019-0023

Маркс, К. и Энгельс, Ф. (1989), Немецкая идеология, М.: Политиздат.

Хайдеггер, М. (1993), Время и бытие, М: Республика.

Шестов, Л. (1993), Potestes clavium (Власть ключей), в: Шестов, Л., Сочинения, в 2 т., т. 1, М.: Наука, с. 15–311.

Бердяева, Л. (2002), Профессия: жена философа, М.: Молодая гвардия.

Гуссерль, Э. (2000), Логические исследования, Минск, М.: АСТ.

Rojek, P. (2019), God and Cogito: Semen Frank on the ontological argument, Studies in East European Thought, vol. 71, no. 2, pp. 119–140. https://doi.org/10.1007/s11212-019-09326-5

Бердяев, Н.А. (1989), Смысл творчества, М.: Правда.

Inishev, I. (2018), Heidegger and Russian philosophizing: The productivity of the distance, Horizon. Studies in Phenomenologyv, vol. 7, no. 2, pp. 546–553. https://doi.org/10.21638/2226-5260-2018-7-2-546-553

Бердяев, Н.А. (2000), Судьба России, М.: Эксмо-Пресс.

Лосский, Н.О. (1991), Избранное, М.: Правда.

Рильке, Р.М. (2003), Стихотворения, М.: Радуга.

Бердяев, Н.А. (2002), Новое Cредневековье, в: Бердяев, Н.А., Смысл творчества, М.: АСТ, с. 15–412.

Hughes, R.A. (2014), Nikolai Berdyaev’s Apophaticism, St Vladimir’s Theological Quarterly, vol. 58, is. 2, pp. 441–455.

Гробер, Е.М. и Бодров, А.А. (2015), Рецепция идей Н.А. Бердяева в современной социально-экономической действительности, Научно-методический электронный журнал «Концепт», т. 13, с. 1476–1480. URL: http://e-koncept.ru/2015/85296.htm (дата обращения: 03.11.2019).

Шкода, В.В. (2000), О человеке, который ставил свободу выше Бога, в: Бердяев, Н.А., Судьба России, М.: Эксмо-Пресс, c. 5–24.

Бердяев, Н.А. (2003), О рабстве и свободе человека, в: Бердяев, Н.А., Опыт парадоксальной этики, М.: Фолио, c. 14–329.

Дендиберя, А.А. (2015), Идеи Н.А. Бердяева о государстве и праве, Философия права, № 7, с. 44–53.


References

Usachev, A.V. (2008), The problem of the ontological status of the religious component in Russian philosophy of the late 19th — first half of the 20th century: Dr. Sci. thesis in Philosophy, Tula. (In Russian)

Poltorackij, N.P. (1975), N.A.Berdyaev, in: Poltorackij, N.P. (ed.), Russkaia religiozno-filosofskaia mysl’ XX veka: sb. st., Pittsburg, pp. 190–204. (In Russian)

Solovyev, V. S. (1988), Essays, in 2 vols, vol. 1, Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

Gaisin, A. (2018), Solovyov’s metaphysics between gnosis and theurgy, Religions, vol. 9, is. 11. https:// doi.org/10.3390/rel9110354

Polipchuk, D. S. (2014), Some features of I.Ilyin’s philosophy of religion, Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki, no. 4, pp. 15–21. (In Russian)

Tsambassis, A. (1964), The Berdyaev’s Personalistic Philosophy, Personalist, no. 10, Los Angeles, pp. 34–45.

Frank, S.L. (1990), Essays, Moscow: Pravda Publ. (In Russian)

Berdyaev, N.A. (2003), About the appointment of a person. The experience of paradoxical ethics, Moscow: Folio Publ. (In Russian)

Kiejzik, L. (2018), The beginnings of Berdyaev’s critical marxism (in light of his unpublished correspondence with Kautsky), Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, vol. 34, is. 2, pp. 177–185. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.204 (In Russian)

Berdyaev, N.A. (2007), I and the world of objects, Moscow: AST Publ.; Khranitel’ Publ. (In Russian)

Bodea, R.-O. (2019), Nikolai Berdyaev’s Dialectics of Freedom, In Search for Spiritual Freedom Open Theology, vol. 5, no. 1, pp. 299–308. https://doi.org/10.1515/opth-2019-0023

Marx, K. and Engels, F. (1989), German ideology, Moscow: Politizdat Publ. (In Russian)

Heidegger, M. (1993), Time and being, Moscow: Respublika Publ. (In Russian)

Shestov, L. (1993), Potestes clavium (The power of keys), in: Shestov, L., Sochineniia, in 2 vols, vol. 1, Moscow: Nauka Publ., pp. 15–311. (In Russian)

Berdyaeva, L. (2002), Profession: The philosopher’s wife, Moscow: Molodaia gvardiia Publ. (In Russian)

Husserl, E. (2000), Logical research, Minsk, Moscow: AST Publ. (In Russian)

Rojek, P. (2019), God and Cogito: Semen Frank on the ontological argument, Studies in East European Thought, vol. 71, no. 2, pp. 119–140. https://doi.org/10.1007/s11212-019-09326-5

Berdyaev, N.A. (1989), The meaning of creativity, Moscow: Pravda Publ. (In Russian)

Inishev, I. (2018), Heidegger and Russian philosophizing: The productivity of the distance, Horizon, Studies in Phenomenology, no. 7, no. 2, pp. 546–553. https://doi.org/10.21638/2226-5260-2018-7-2-546-553

Berdyaev, N.A. (2000), The fate of Russia, Moscow: Eksmo-Press. (In Russian)

Losskij, N.O. (1991), Favourites, Moscow: Pravda Publ. (In Russian)

Rilke, R.M. (2003), Poems, Moscow: Raduga Publ. (In Russian)

Berdyaev, N.A. (2002), The New Middle Ages, in: Berdyaev, N.A., Smysl tvorchestva, Moscow: AST Publ., pp. 15–412. (In Russian)

Hughes, R.A. (2014), Nikolai Berdyaev’s Apophaticism, St Vladimir’s Theological Quarterly, vol. 58, is. 2, pp. 441–455.

Grober, E.M. and Bodrov, A.A. (2015), Reception of N.A. Berdyaev’s ideas in modern socioeconomic activity, Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal “Kontsept” , vol. 13, pp. 1476–1480. Available at: http://e-koncept.ru/2015/85296.htm (accessed: 03.11.2019). (In Russian)

Shkoda, V.V. (2000), About a man who put freedom above God, in: Berdyaev, N.A., Sud’ba Rossii, Moscow: Eksmo-Press, pp. 5–24. (In Russian)

Berdyaev, N.A. (2003), About slavery and human freedom, in: Berdyaev, N.A., Opyt paradoksal’noi etiki, Moscow: Folio Publ., pp. 14–329. (In Russian)

Dendiberya, A.A. (2015), N.A.Berdyaev’s ideas about the state and law, Filosofiia prava, no. 7, pp. 44–53. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

23.12.2023

Как цитировать

Усачев, А. В. (2023). Своеобразие философского дискурса Н.А. Бердяева. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(4), 682–695. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.407