Этика вне морали: современный немецкий гуманизм

  • Екатерина Игоревна Коростиченко Институт философии РАН, Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12

Аннотация

В статье критически осмысляется этический компонент концепции эволюционного гуманизма, получившей новое прочтение в работах современного немецкого философа и критика религии Михаэля Шмидта-Саломона. Привлекая результаты современных исследований биологических наук, он дает собственную трактовку социально-биологическому смыслу альтруизма и эгоизма в формировании человеческой этики. Обращаясь к философскому наследию, он находит подтверждение своей теории в этике Эпикура, который обнаруживает в природе человека связь альтруизма и эгоизма, и видит в последнем корни альтруистического поведения. Развивая идею о просвещенном гуманизме, Шмидт-Саломон представляет собственную альтернативу десяти библейским заповедям в  форме рекомендательных предписаний человеку для счастливой жизни. В его концепции также можно найти собственное понимание категорического императива. Он представляет собой в  несколько измененной форме принцип марксистского гуманизма: «низвергнуть все отношения, в которых человек представляется как униженное, порабощенное, покинутое, одинокое существо». Особое внимание в статье уделено авторскому подходу размежевания морали и этики. Декларируемая этика эволюционного гуманизма не основывается на каких-либо нормах поведения. Она рассматривает лишь случаи, когда возникает конфликт интересов двух и большего количества индивидов, и  имеет своей целью «справедливое» разрешение таких конфликтов. Шмидт-Саломон постулирует ненужность морали при подобном построении этики. Как некоторые следствия из этого приводятся право человека на самоопределение, сходные права животных. Также рассматривается критика Шмидта-Саломона в  отношении религиозной этики. Отмечена значительная противоречивость этической концепции эволюционного гуманизма. Так, показано, что помимо утилитаристкой этики, ограничивающейся конфликтами интересов, она включает в себя и вполне деонтологические утверждения, и развернутую этику добродетели.

Ключевые слова:

атеизм, гуманизм, эволюционный гуманизм, Михаэль Шмидт-Саломон, Эпикур, этика, мораль, альтруизм, эгоизм, эволюционная этика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Коростиченко, Е.И. (2018), Эволюционный гуманизм и религия в интерпретации Михаэля Шмидта-Саломона, Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение, № 79, с. 56–73.

Schmidt-Salomon, M. (2006), Manifest des evolutionären Humanismus: Plädoyer für eine zeitgemäßeLeitkultur, Aschaffenburg: Alibri-Verl.

Schmidt-Salomon, M. (2017), Hoffnung Mensch: eine bessere Welt ist möglich, München: Piper

Schmidt-Salomon, M. (2009), Jenseits von Gut und Böse: warum wir ohne Moral die besseren Menschen sind. München: Pendo

Schmidt-Salomon, M. (2016), Die Grenzen der Toleranz: warum wir die offene Gesellschaft verteidigen müssen. München: Piper.

Schmidt-Salomon, M. (2019), Erkenntnis aus Engagement: Grundlegungen zu einer Theorie der Neomoderne: eine Studie zur (Re-) Konstruktion von Pädagogik, Wissenschaft und Humanismus. Aschaffenburg: Alibri Verlag.

Schmidt-Salomon, M. (2020), Entspannt euch! Eine Philosophie der Gelassenheit. München: Piper.

Лаверычева, И.Г. (2016), Альтруизм и эгоизм с естественнонаучной точки зрения, Биосфера, т. 8 (3), с. 338–361.

Марков, А.В. (2010), Эволюционные корни этики: от бактерий до человека, Историческая психология и социология истории, т. 3 (2), с. 152–183.

Шахнович, М.М. (2010), Эпикуреизм в европейской философии XV–XVII вв., Серия «Мыслители», История философии, культура и мировоззрение, вып. 3: К 60-летию профессора А.С.Колесникова, СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. URL: http://anthropology.ru/ru/text/ shahnovich-mm/epikureizm-v-evropeyskoy-filosofii-xv-xvii-vv (дата обращения: 04.03.2021).

Швейцер, А. (1973), Культура и этика, пер. Захарченко, Н.А. и Колшанский, Г.В., М.: Прогресс.

Hamilton, W.D. (1964), The genetical evolution of social behaviour. II, Journal of Theoretical Biology, vol. 7 (1), p. 17–52

Де Вааль, Ф.В.М. (2014), Истоки морали. В поисках человеческого у приматов, СПб.: Альпина нон-фикшн

Комарова, Л.А. (2012), Пути достижения истинного счастья в философском учении Эпикура, Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, № 146, с. 47–52.

Ковелина, Т.А. и др. (2012), Эгоизм как принцип жизненной ориентации в контексте этических концепций М.Штирнера и И.Бентама (историко-философский аспект), Общество и право, 2012, т. 4, № 41, с. 309–311.

Dawkins, R. (1996), River out of Eden: a Darwinian view of life, New York: BasicBooks.

TIDE TV Hamburg, (2019), „Der Neue Atheismus“ Ein Streitgespräch [видеозапись дебатов М. Шмидта-Саломона и В. Цагера]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VcMz905eyb8 (дата обращения: 01.04.2021).

Маркс, К. (1955), К критике Гегелевской философии права, Mаркс К., Энгельс Ф, Сочинения, т. 1, М.: Государственное издательство политической литературы, с. 414–415.

Арендт, Х. (2008), Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме, М.: Европа

Hoerster, N. (2003), Ethik und Interesse, Stuttgart: Reclam.

Singer, P. (1993), Practical ethics, 2nd ed., New York: Cambridge University Press.

Дешнер, К. (2015), C богом и фашистами, пер. Мокрушина, Е., М.: Художественная литература.

Шкаровский, М.В. (2016), Холокост и православная церковь, М.: Вече.

Шкаровский, М.В. (2007), Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь, М.: Вече.

Бровко, Л.Н. (2009), Церковь и Третий рейх, СПб.: Алетейя.

Fink, H., Kahl, J. and Schmidt-Salomon, M. (eds.) (2007), Was heißt Humanismus heute? ein Streitgespräch zwischen Joachim Kahl und Michael Schmidt-Salomon, Aschaffenburg: Alibri-Verl.

Ebersberg, T. (2016), Kritik des Manifests des evolutionären Humanismus. Brief an Michael SchmidtSalomon. Books On Demand.


References

Korostichenko, E.I. (2018), Evolutionary humanism and religion as interpreted by Michael SchmidtSalomon, Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 1: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, no. 79, pp. 56–73. (In Russian)

Schmidt-Salomon, M. (2006), Manifest des evolutionären Humanismus: Plädoyer für eine zeitgemäße Leitkultur, Aschaffenburg: Alibri-Verl.

Schmidt-Salomon, M. (2017), Hoffnung Mensch: eine bessere Welt ist möglich, München: Piper

Schmidt-Salomon, M. (2009), Jenseits von Gut und Böse: warum wir ohne Moral die besseren Menschen sind, München: Pendo.

Schmidt-Salomon, M. (2016), Die Grenzen der Toleranz: warum wir die offene Gesellschaft verteidigen müssen, München: Piper.

Schmidt-Salomon, M. (2019), Erkenntnis aus Engagement: Grundlegungen zu einer Theorie der Neomoderne: eine Studie zur (Re-) Konstruktion von Pädagogik, Wissenschaft und Humanismus, Aschaffenburg: Alibri Verlag.

Schmidt-Salomon, M. (2020), Entspannt euch! Eine Philosophie der Gelassenheit, München: Piper

Laverycheva, I.G. (2016), Altruism and egoism as viewed by natural sciences, Biosfera, vol. 8, (3), pp. 338–361. (In Russian)

Markov, A.V. (2010), Evolutionary roots of ethics: from bacteria to humans, Istoricheskaia psikhologiia i sotsiologiia istorii, vol. 3, no. 2, pp. 152–183. (In Russian)

Shakhnovich, M.M. (2000), Epicureanism in European philosophy of XV–XVII cc., Ser. Mysliteli, Istoriia filosofii, kul’tura i mirovozzrenie, iss. 3: K 60-letiiu professora A. S.Kolesnikova, St. Petersburg: SanktPeterburgskoe filosofskoe obshchestvo Publ. Available at: http://anthropology.ru/ru/text/shahnovich-mm/epikureizm-v-evropeyskoy-filosofii-xv-xvii-vv (accessed: 04.03.2021). (In Russian)

Schweitzer, A. (1973), Culture and Ethics, trans. by Zaharchenko, N.A. and Kolshanskij, G.V., Moscow: Progress Publ. (In Russian)

Hamilton, W.D. (1964), The genetical evolution of social behaviour, II, Journal of Theoretical Biology, vol. 7, no. 1, pp. 17–52.

De Waal, F.V.M. (2014), The Bonobo and the Atheist: In Search of Humanism Among the Primates, Moscow: Al’pina non-fikshn Publ. (In Russian)

Komarova, L.A. (2012), Ways of attaining happiness in philosophical teachings of Epicurus, Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 146, pp. 47–52. (In Russian)

Kovelina, T.A. et al. (2012), Egoism as a principle of life orientation in the context of the ethical concepts of M. Stirner and J.Bentham (historical and philosophical aspects), Obshhestvo i pravo, 2012, vol. 4, no. 41, pp. 309–311. (In Russian)

Dawkins, R. (1996), River out of Eden: A Darwinian view of life, New York: Basic Books.

TIDE TV Hamburg, (2019) “Der Neue Atheismus” Ein Streitgespräch [a recording of debates between M. Schmidt-Salomon and W.Zager]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=VcMz905eyb8 (accessed: 01.04.2021).

Marx, K. (1955), Critique of Hegel’s Philosophy of Right, Marks K., Engels F., Sochineniia, vol. 1, Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo politicheskoi literatury Publ., pp. 414–415 (In Russian)

Arendt, H. (2008), Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil, Moscow: Evropa Publ. (In Russian)

Hoerster, N. (2003), Ethik und Interesse, Stuttgart: Reclam

Singer, P. (1993), Practical ethics, 2nd ed., New York: Cambridge University Press

Deschner, K. (2015), With God and fascists, trans. by Mokrushina, E., Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Shkarovskij, M.V. (2016), The Holocaust and the Orthodox Church, Moscow: Veche Publ. (In Russian)

Shkarovskij, M.V. (2007), The cross and the swastika. The Nazi Germany and the Orthodox Church, Moscow: Veche Publ.

Brovko, L.N. (2009), The church and the Third Reich, St. Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)

Fink, H., Kahl, J. and Schmidt-Salomon, M. (eds.) (2007), Was heißt Humanismus heute? ein Streitgespräch zwischen Joachim Kahl und Michael Schmidt-Salomon, Aschaffenburg: Alibri-Verl.

Ebersberg, T. (2016), Kritik des Manifests des evolutionären Humanismus. Brief an Michael SchmidtSalomon, Books On Demand.

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Коростиченко, Е. И. (2021). Этика вне морали: современный немецкий гуманизм. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 37(4), 607-622. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.403