Путь Дж.Г.Ньюмена от англиканства к католицизму: важнейшие историографические оценки

Авторы

  • Михаил Станиславович Стецкевич Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.116

Аннотация

Важнейшим моментом в  жизни выдающегося христианского теолога Дж.Г.Ньюмена (1801–1890) стал его переход из англиканства в католицизм, свершившийся в 1845 г. Он произвел огромное впечатление на современников и на протяжении длительного времени был весьма обсуждаемым событием. Интерес к нему сохранился и в дальнейшем. В  настоящей статье делается попытка анализа историографии процесса обращения Ньюмена, выделения важнейших этапов и  рассмотрения исследовательских концепций. Первый этап в развитии историографии обращения Ньюмена длился с 1845 по 1864 г. Сочинения этого времени имели публицистический характер, отличались эмоциональностью и  полностью базировались на конфессиональных предпочтениях. Многие англикане, разделявшие традиционные антикатолические представления, восприняли уход Ньюмена как измену. Второй этап занимает время с 1865 г. по середину XX в. Появление таких источников, как автобиография Ньюмена «Апология моей жизни» (1864), публикация его избранных писем дали возможность взглянуть на проблему более широко. Конфессиональный подход продолжал доминировать. Высокоцерковные авторы (У.Палмер, Р.Черч, С.Оллар), сожалея об уходе Ньюмена из Церкви Англии, отводили решающую роль неблагоприятно сложившимся обстоятельствам, тогда как радикальные протестанты видели в Ньюмене фигуру, изначально устремленную в Рим (У.Уолш). Начавшийся в середине прошлого столетия третий этап отмечен постепенным отходом от конфессионализма и появлением целого ряда работ, специально посвященных процессу обращения Ньюмена (Р.Имберг, Дж.Хаммонд, У.Конн). Этот вопрос детально рассматривается и биографами Ньюмена (Ф.Тернер, Я.Кер, Ш.Джилли). В настоящее время достигнут исследовательский консенсус в понимании движения Ньюмена в Рим как длительного процесса, детерминированного как внутренними, так и внешними факторами. Вместе с тем единства мнений в понимании того, какая именно комбинация этих факторов оказалась решающей, не наблюдается.

Ключевые слова:

Дж.Г.Ньюмен, англиканство, католицизм, Церковь Англии, историография, обращение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

O’Connell, M.R. (1969), The Oxford Conspirators: A History of the Oxford Movement, 1833–1845,London: Macmillan.

Nockles, P.B. (1994), The Oxford Movement in Context: Anglican High Churchmanship, 1760–1857, Cambridge: University Press.

Herring, G. (2002), What was the Oxford Movement?, London: Continuum.

Newman, J.H. (1866), Tract 90: On Certain Passages in the 39 Articles. 1841, Oxford: Parker.

Liddon, H.P. (1898), The Life of Edward Bouverie Pusey, vol. 1–4, London: Longmans, Green & Co.

Sidenwall, E. (2005), After Anti-Catholicism? John Henry Newman and Protestant Britain, 1845 — c. 1890, London: Т & Т Clark International.

Herring, G. (2016), The Oxford Movement in Practice: The Tractarian Parochial World from the 1830s to the 1870s, Oxford University Press.

Newman, J.H. (1908), Apologia pro Vita Sua, London: Longmans, Green & and Co.

Newman, J.H. (1845), An Essay on the Development of Christian Doctrine, London: D.Appleton.

Mozley, A. (ed.) (1890), The Letters and Correspondence of John Henry Newman During His Life in the English Church, vol. 1–2, London: Longmans, Green & Co.

Nockles, P. (2017), Histories and Anti-Historiеs, in The Oxford Handbook of the Oxford movement, Brown, S., Nockles, P., Pereiro, J. (eds), Oxford: University Press, рр. 605–621.

Atherstone, A. (2013), Evangelicals and the Oxford Movement Centenary, Journal of Religious History, vol. 37, рр. 98–117.

Cornish, F.W. (1910), The English Church in the Nineteenth Century, pt. 1, London: Macmillan.

Palmer, W. (1883), A Narrative of Events connected with the publication of the Tracts for the Times, London: Rivingtons.

Church, R.W. (1891), The Oxford Movement: Twelve years 1833–1845, London: Macmillan.

Church, M.C. (ed.) (1894), Life and Letters of Dean Church, London: Macmillan.

Chadwick, O. (1990), The Spirit of The Oxford Movement, Cambridge: University Press.

Church, R.W. (1897), Occasional Papers, London: Macmillan.

Ollard, S. (1915), A Short History of the Oxford Movement, London: A.R.Mowbray & Co.

Ollard, S. (1925), The Anglo-Catholic Revival, London: A.R.Mowbray & Co.

Pastoral epistle from His Holiness the Pope to some members of the University of Oxford (1836), London: B.Fellowes.

Walsh, W. (1900), The History of the Romeward Movement in the Church of England, 1833–1864, London: James Nisbet & and Co.

Meynell, W. (1907), Cardinal Newman, London: Burns and Oates.

Ward, W. (1912), The life of John Henry, Cardinal Newman: based on his private journals and correspondence, vol. 1–2, New York: Longmans, Green.

Dawson, C. (1933), The Spirit of the Oxford Movement, London: Sheed & Ward.

Cross, F.L. (1933), John Henry Newman, London: Philip Allan.

Bowen, D. (1968), The Idea of the Victorian Church: a Study of the Church of England, 1833–1889, Montreal: McGill University Press.

Avis, P. (2002), Anglicanism and the Christian Church. Theological Resources in Historical Perspective, London: Т& Т Clark.

Imberg, R. (1987), In Quest for Authority: the “Tracts for the Times” and the Development of Tractarian Leaders, Lund: Lund University Press.

Rowlands, J. (1989), Church, State and Society. The Attitudes of John Keble, Richard Hurrell Froude and John Henry Newman, 1827–1845, Worthing: Churchman Pub.

Thomas, S. (1991), Newman and Heresy: The Anglican years, Cambridge: University Press.

Nockles, P. (2020), Saint John Henry Newman: Anglican and Catholic, International Journal for the Study of the Christian Church, vol. 20, iss. 2, рр. 98–109.

Ker, I. (1988), John Henry Newman. A Biography, Oxford: University Press.

Turner, F.M. (2002), John Henry Newman: The Challenge to Evangelical Religion, Yale: University Press.

Gilley, S. (1990), Newman and his Age, London: Darton, Longman and Todd.

Hammond, J. (2009), The Interplay of Hermeneutics and Heresy in the Process of Newman’s Conversion from 1830 to 1845, in: Parker, K.L. and Pahls, M.J.G. (eds), Authority, Dogma, and History: The Role of the Oxford Movement Converts in the Papal Infallibility Debates, Bethesda: Academica Press, рр. 45–75.

Conn, W.E. (2010), Conscience & Conversion in Newman: A Developmental Study of Self in John Henry Newman, Milwaukee: Marquette University Press.

Загрузки

Опубликован

20.04.2023

Как цитировать

Стецкевич, М. С. . (2023). Путь Дж.Г.Ньюмена от англиканства к католицизму: важнейшие историографические оценки . Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(1), 193–204. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.116

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)