Gaston Bachelard’s theory of four poetic temperaments: On the affinity of the poet

Авторы

  • Камила Моравска Карконошский государственный университет прикладных наук, Польша, 58-503, Еленя-Гура, ул. Львовецка, 18

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.202

Аннотация

В статье анализируется теория Г.Башляра о четырех поэтических темпераментах, в которой утверждается родство поэта с досократическими стихиями природы — огнем, водой, воздухом и  землей. Ее исток  — концепция поэтического образа как онирической грезы, вызванной к  жизни художественным воображением. Трансформация взглядов Башляра как философа науки, который в своих работах по теории познания подчеркивал отрицательное значение образа как источника гносеологических препятствий, приводит к утверждению важности и автономности образа как сущностной деятельности психики, господствующей в области эстетики и художественного творчества. Как философ поэзии Башляр разрабатывает специальную методику анализа поэтических темпераментов, оптимально соответствующую предмету исследования. Он показывает, каким образом поэзия приближает субъекта творящего к субъекту воспринимающему и создает объединяющий субъективный опыт. Психоанализ воображения Башляра представлен в статье как фундирующий основополагающие психические процессы посредством использования образа как композиции и комбинации архетипических форм бессознательного, принадлежащих человеку как поэту. Поэтическое изображение приобретает материальное содержание через контакт с  космическими стихиями. Согласно концепции Башляра, оно производно от символики четырех элементов: огня, земли, воды и воздуха, которые французский философ называет «гормонами воображения». Каждому из перечисленных элементов соответствует определенный тип воображения: земля, вода и огонь относятся к материальной деятельности, а воздух — к динамической. Сложность действующего по закону четырех стихий творческого воображения позволяет уточнить и классифицировать сферу образотворчества путем отнесения конкретного образа к той или иной стихии/ материи.

Ключевые слова:

поэзия, Башляр, психоанализ, эстетика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Bachelard, G. (1938), La psychanayse du feu, Paris: Gallimard.

Bachelard, G. (1943), L’air et les songes: Essai sur l’imagination du mouvement, Paris: PUF.

Bachelard, G. (1988), Fragments de la poétique du feu, Paris: PUF.

Bachelard, G. (1948), La terre et les rêveries du repos, Paris: José Corti.

Bachelard, G. (1960), La poétique de la rêverie, Paris: PUF.

Rosińska, Z. (1993), Freud, Warsaw: Wiedza Powszechna.

Freud, S. (1957), Wstęp do psychoanalizy, trans. by Kempnerуwna, S., Zaniewicki, W., Warsaw: KiW.

Freud, S. (2007), Psychologia nieświadomości, trans. by Reszke, R., Warsaw: Wydawnictwo KR.

Bachelard, G. (1942), L’eau et les rêves: Essai sur l’imagination de la matérie, Paris: PUF.

Bachelard, G. (1948), La terre et les rêveries de la volonté, Paris: José Corti.

Wunenburger, J.-J. (1997), Philosophie des images, Paris: PUF.

Morawska, K. (2021), Gaston Bachelard’s problems with psychoanalysis. Between Freud and Jung, Bachelard Studies, no 2, available at: https://mimesisjournals.com/ojs/index.php/bachelardstudies/article/ view/1637/1302 (acsessed: 16.01. 2022).

Kozłowska, Z., Zapach idei. Synestezja i ideastezja w Charles Baudelaire’s Correspondances, in: Poznań Polish Studies, Literary Series, iss. 26 (46), pp. 299–316.

Bachelard, G. (1953), Le matérialisme rationnel, Paris: PUF.

Bachelard, G. (1970), Le droit du rêveur, Paris: PUF.

Загрузки

Опубликован

21.07.2022

Как цитировать

Моравска, К. (2022). Gaston Bachelard’s theory of four poetic temperaments: On the affinity of the poet. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(2), 165–176. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.202