Spinoza’s doctrine on god and religion in the light of Soviet philosophical thought
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.203Аннотация
Считается своего рода аксиомой утверждение о том, что на формирование атеистического характера философии марксизма среди всего прочего повлияли некоторые идеи Б.Спинозы. Однако философское наследие этого мыслителя было всегда противоречиво и потому всегда воспринималось неоднозначно. Его считали защитником католического вероисповедания, приверженцем иудаизма, модернизатором религии, пантеистом, наконец, атеистом. Последнее отношение стало доминирующим в советской философии. По мнению авторов статьи, оно являлось следствием синтеза субъективной апологетической позиции советских атеистов и объективно существующих противоречий и уязвимых аспектов спинозовской философии. Трансформация идей спинозизма в атеистическом ключе охватывала следующие аспекты философии голландского мыслителя: своеобразность интерпретации сущности Бога, причин появления древних священных текстов (в частности, невежество людей, незнание, страх перед неизвестным) и аргументация условности и символичности религиозных культов. Однако именно слабые стороны религии, по мнению Спинозы, способны укрепить нравственные устои в суеверном и малокультурном обществе. Именно религия создает тот минимум моральной культуры, без которого ни индивиды, ни социум не могут обойтись; человеческая мудрость является «подлинной религией», главным представителем ее выступал Христос, которого философ считал реальной исторической личностью. На основании этих взглядов в советской философии представлено два взаимодополняющих подхода в осмыслении спинозовских суждений о религии и Боге: 1) философ считается атеистом пантеистического толка (В.Соколов, И.Конников); 2) философ считается атеистом материалистического толка (А.Деборин). Радикальность второго подхода была со временем преодолена В.Асмусом, М.Беленьким, Э.Ильенковым, И.Нарским, которые доказали, что Спиноза, стремясь представить свое учение в виде несомненной, абсолютной истины, совершенно сознательно использовал господствовавшую в его время богословскую терминологию в качестве своеобразного инструмента для внедрения в сознание современников новых идей и понятий.
Ключевые слова:
Б.Спиноза, атеизм, Бог, субстанция, материализм, пантеизм, идеализм, религия
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.