Искусство и культура: эстетические идеи В.Э.Сеземана
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.207Аннотация
В статье приводится анализ эстетических взглядов одного из интересных и самобытных, но пока еще, к сожалению, малоизученных русских философов — Василия Эмильевича Сеземана (1884–1963). Показано, что эстетика занимала ведущее положение в философских построениях Сеземана, оставаясь при этом всецело встроенной в систему философии русского мыслителя. Продолжая традиции трансцендентальной философии, Сеземан полагает эстетику в качестве общетеоретической дисциплины, объединяющей в себе все частные и отдельные исследования темы прекрасного. Как и в его теории познания, основополагающим элементом его эстетики становится феномен переживания, представляющий собой общую допредметную основу всей философской системы Сеземана. При этом, однако, эстетическое переживание в отличие от переживания как такового есть переживание особого рода. При выявлении специфики эстетического переживания особое значение русский философ придает исследованию проблемы формы, что объясняет его внимание к творчеству русских формалистов. Полемизируя с формалистами и немецким теоретиком искусства Генрихом Вельфлином и отстаивая характер формы как живой и ритмичной, он видит и позитивные стороны этих учений. Свои эстетические идеи Сеземан развивает в дискуссии с современными ему эстетическими теориями. Подчеркивается, что к проблемам эстетики Сеземан обращался в течение всей своей жизни и высказывал свои соображения по самым разным эстетическим проблемам: от теоретико-методологических до конкретно-практических и даже прикладных. В своей эстетической концепции Сеземан пытается продуктивно синтезировать неокантианский и феноменологический подходы.
Ключевые слова:
эстетика, культура, искусство, художественная форма, формализм, неокантианство, феноменология
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.