Странники русских дорог: образы народной религиозности

Авторы

  • Даниил Юрьевич Дорофеев Санкт-Петербургский горный университет, Российская Федерация, 199106, Санкт-Петербург, 21-я линия В.О., 2

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.210

Аннотация

Статья посвящена исследованию философского, богословского и религиозного значения феномена странничества в русской православной культуре, прежде всего как уникального образа народной религиозности. Автор рассматривает понятие «странник» как один из  основополагающих концептов в  русской культуре. При этом раскрываются и анализируются его множественные значения и смысловая неоднородность как в европейской, так и в отечественной культурах. Для этого автор обращается к опыту европейской и особенно русской литературы XIX–XX вв., в которых предстает полисемантичный образ странника. Указывается и на значение визуального образа странника в русской живописи XIX в. Активно используется собранный С.В.Максимовым во второй половине XIX в. ценный материал о культурных особенностях русского странничества. При этом главное внимание направлено на образ странника в религиознофилософской перспективе русского православия. Автор обращается к христианским истокам образа странника. Уточняется специфика отношения странника к Богу, миру, своему существованию, другим людям. Также особо подчеркивается и  исследуется связь концепта странничества с принципами исихазма и анализируются его отношения с феноменом русского странничества в XIX в. Автор отдельно обращает внимание на важность благообразия и умиления как важных характеристик образа странника. Через обращение к традициям христологии и святоотеческого православия, исихазма и старчества, сочинениям русской литературы и русской живописи XIX в., анонимному сочинению «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему» и  современной православной религиозно-философской мысли автор статьи хочет раскрыть уникальное значение образа странника и подчеркнуть его особую смыслообразующую роль для русской православной культуры.

Ключевые слова:

русский странник, дорога, образ, добротолюбие, исихазм, старчество, православная религиозная философия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Степанов, Ю.С. (2001), Константы: словарь русской культуры, 2-е изд., испр. и доп., М.: Академический проект.

Дорофеев, Д.Ю. (2020), Русские старцы: эстетика благообразной красоты, Дискурс, т. 6, вып. 4, с. 5–21.

Шелер, М. (1994), Избранные произведения, пер. Денежкин, А.В., Малинкин, А.Н. и Филиппов, А.Ф. Москва: Гнозис.

Откровенные рассказы странника духовному отцу своему. Свящ. Сергий Сидоров. О странниках Русской земли (2002), М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт.

Достоевская, А.Г. (1987), Воспоминания, М.: Правда.

Дорофеев, Д.Ю. (2021), Мистагогия визуального образа у Достоевского: князь-Христос, старец, странник, Визуальная теология, № 2 (5), с. 53–72.

Максимов, С.В. (2020), Бродячая Русь Христа ради, СПб.: Дмитрий Буланин.

Животов, Н. (1891), Странники: Ксения. Александр Михайлович Крайнев, СПб.

Маслова, В.А. (2015), Странник в русской лингвокультуре: ценность, концепт, образ?, Вестник РУДН. Серия лингвистика, № 3, с. 23–31.

Лассан, Э. (2008), Дорога без конца как русская национальная идея, в: Русистика и компаративистика: сборник научных статей, вып.III, М.: МГПУ, с. 215–228.

Гоголь, Н.В. (1978), Собрание сочинений: в 7 т., т. 5, М.: Художественная литература.

Бердяев, Н.А. (2004), Судьбы России, М.: Фолио.

Гиппократ (1994), Избранные книги, М.: Сварог.

Лаут, Э.прот. (2020), Современные православные мыслители. От «Добротолюбия» до нашего времени, М.: Паломник.

Scheider, C. (2019), Theology and Philosophy in Eastern Othodox: Essays on Orthodox Christianity and Contemporary Thought, Eugene, OR: Pickwick.

Шмелев, И.С. (2018), Лето Господне. Богомолье. Старый Валаам, Минск: Белорусская православная церковь.

Добиаш-Рождественская, О.А. (1924), Западные паломничества в средние века, Пг.

Беньян, Дж. (2021), Путешествие пилигрима в Небесную Страну, М.: Рипол-Классик.

Афанасьев, А.Н. (1914), Народные русские легенды, М.: Современные проблемы.

Даль, В.И. (1999), Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т., т. 4, М.: Русский язык.

Громыко, М.М. (2010), Святой праведный старец Феодор Кузьмич Томский — Александр I Благословенный: исследование и материалы к житию, М.: Паломник.

Бондаренко, В.В. (2020), Святые старцы, М.: Молодая гвардия.

Иоанн Лествичник, преп. (2005), Лествица, М.: Дар.

Dorofeev, D.Yu. (2021), Aesthetics of the Human Image in Christian Philokalia: Orthodox GoodBeauty-Image of Monks and Russian Elders, Annals of the University of Bucharest. Philosophy Series, vol.LXX, no. 1, pp. 111–134.

Emerson, C., Pattison, G., and Poole R.A. (eds) (2020), The Oxford Handbook of Russian Religious Thought, Oxford: Oxford University Press.

Зверинский, В.В. (1887), Монастыри в Российской империи, СПб.

Достоевский, Ф.М. (1982), Собрание сочинений: в 12 т., т. 11, М.: Правда.

Григорьев, Дм., прот. (2001), Преподобный Амвросий и старец Зосима: у истоков религиозно-философских взглядов писателя, Достоевский. Материалы исследования, т. 16, СПб.: Наука, с. 150–164.

Беловолов Г., свящ. (1997), Оптиные предания о Достоевском, в: Достоевский. Материалыи исследования, т. 14, СПб.: Наука, с. 301–312.

Захаров, В.П. (1997), Умиление как категория поэтики Достоевского, in: Celebrating creativity: Essays in honour of Jostein Barnes, Bergen: University of Bergen, pp. 237–255.

Альми, И.Л. (2000), Поэтика образов праведника в поздних романах Достоевского (пафос умиления и характеристика его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы, Достоевский. Материалы и исследования, т. 15, СПб.: Наука, с. 264–273.

Prestel, D.K. (1998), Zosima and the Eastern Orthodox Hesycat Tradition, Dostoevsky Studies. New Series., vol. 2, no. 1, pp. 41–59.


References

Stepanov, Yu. S. (2001), Constants: dictionary of Russian culture, 2nd ed., rev. and suppl., Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

Dorofeev, D.Yu. (2020), Russian Elders: Aesthetics of Fine Beauty, Discours, vol. 6, is. 4, pp. 5–21. (In Russian)

Scheler, M. (1994), Selected works, trans. by. Denezhkina, A.V., Malinkina, A.N. and Filippova, A.F., Moscow: Gnosis Publ. (In Russian)

Frank stories of a wanderer to his spiritual father. Holy Sergei Sidorov. About wanderers of the Russian land. (2002), Moscow: Orthodox St. Tikhon Theological Institute Publ. (In Russian)

Dostoevskaya, A.G. (1987), Memories, Moscow: Pravda Publ. (In Russian)

Dorofeev, D.Yu. (2021), The mystagogue of the visual image in Dostoevsky: the prince-Christ, theelder, the wanderer, Vizual’naia teologiia, no. 2 (5), pp. 53–72. (In Russian)

Maksimov, S.V. (2020), Wandering Russia for Christ’s sake, St Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ. (In Russian)

Zhivotov, N. (1891), Wanderers: Xenia. Alexander Mikhailovich Krainev, St Petersburg. (In Russian)

Maslova, V.A. (201), Wanderer in Russian linguistic culture: value, concept, image?, Russian Journal of Linguistics, no. 3, pp. 23–31. (In Russian)

Lassan, E. (2008), The road without end as a Russian national idea, in: Russian Studies and Comparative Studies. Collection of scientific articles, is. III, Moscow: MGPU Publ., pp. 215–228. (In Russian)

Gogol, N.V. (1957), Collected works: in 7 vols., vol. 5, Moscow: Fiction Publ. (In Russian)

Berdyaev, N.A. (2004), The fate of Russia, Moscow: Folio Publ. (In Russian)

Hippocrates (1994), Selected books, Moscow: Svarog Publ. (In Russian)

Louth, A. prot (2020), Contemporary Orthodox thinkers. From “Philokalia” to our time, Moscow: Palomnik Publ. (In Russian)

Scheider, C. (2019), Theology and Philosophy in Eastern Othodox: Essays on Orthodox Christianity and Contemporary Thought, Eugene, OR: Pickwick.

Shmelev, I. S. (2018), The Year of Grace. Pilgrimage. Old Valaam, Minsk: Belarusian Orthodox Church Publ. (In Russian)

Dobiash-Rozhdestvenskaya, O.A. (1924), Western Pilgrimages in the Middle Ages, Petrograd. (In Russian)

Bunyan, J. (2021), Pilgrim’s Journey to Heavenly Country, Moscow: Ripol-Klassik Publ. (In Russian)

Afanasiev, A.N. (1914), Folk Russian legends, Moscow: Sovremennye problemy Publ. (In Russian)

Dal, V.I. (1999), Explanatory dictionary of the living Great Russian language: in 4 vols., vol. 4, Moscow: Russkii iazyk Publ. (In Russian)

Gromyko, M.M. (2010), The Holy Righteous Elder Feodor Kuzmich of Tomsk — Alexander I the Blessed: Research and Materials for Life, Moscow: Palomnik Publ. (In Russian)

Bondarenko, V.V. (2020), Holy elders, Moscow: Molodaia gvardiia Publ. (In Russian)

Lestvichnik, I., teacher (2005), Ladder, Moscow: Dar Publ. (In Russian)

Dorofeev, D.Yu. (2021), Aesthetics of the Human Image in Christian Philokalia: Orthodox GoodBeauty-Image of Monks and Russian Elders, Annals of the University of Bucharest. Philosophy Series, vol.LXX, no. 1, pp. 111–134.

Emerson, C., Pattison, G. and Poole, R.A. (eds) (2020), The Oxford Handbook of Russian Religious Thought, Oxford: Oxford University Press.

Zhivotov, N. (1891), Wanderers: Xenia. Alexander Mikhailovich Krainev, St Petersburg. (In Russian)

Dostoevsky, F.M. (1982), Collected works: in 12 vols., vol. 11, Moscow: Pravda Publ. (In Russian)

Grigoriev, Dm., prot. (2001), St. Ambrose and the elder Zosima: at the origins of the religious and philosophical views of the writer, in: Dostoevsky. Research materials, vol. 16, St Petersburg: Nauka Publ, pp. 150–164. (In Russian)

Belovolov, G., priest. (1997), Optina legends about Dostoevsky, Dostoevsky. Materials and research, vol. 14, pp. 301–312, St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Zakharov, V.P. (1997), Emotion as a category of Dostoevsky’s poetics, in: Celebrating creativity: Essays in honor of Jostein Barnes, Bergen: University of Bergen, pp. 237–255. (In Russian)

Almi, I.L. (2000), Poetics of the images of the righteous man in Dostoevsky’s later novels (the pathos of emotion and the characteristics of its embodiment in the figures of the wanderer Makar and the elder Zosima), in: Dostoevsky. Materials and research, vol. 15, St Petersburg: Nauka Publ., pp. 264–273. (In Russian)

Prestel, D.K. (1998), Zosima and the Eastern Orthodox Hesycat Tradition, Dostoevsky Studies, New Series, vol. 2, no. 1, pp. 41–59.

Загрузки

Опубликован

30.06.2023

Как цитировать

Дорофеев, Д. Ю. (2023). Странники русских дорог: образы народной религиозности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 39(2), 340–354. https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.210