Понятие Единого в свете лаканианского психоанализа

Авторы

  • Вадим Альбертович Лапатин Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, Российская Федерация, 196605, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, 10 https://orcid.org/0009-0004-0776-4385

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.103

Аннотация

В статье изучается интерпретация философского учения о Едином лаканианским психоанализом. Понятие Единого восходит к философии элеатов и впоследствии специфически разрабатывается Платоном и неоплатониками. В лаканианском психоанализе это понятие также занимает важное место. В своих семинарах Жак Лакан обратил внимание на схожесть между речью философа и нарцисса, когда они говорят о тотальном единстве. Поскольку в своем опыте субъект никогда не встречается с таким единством, должна существовать инстанция, которая будет конструировать представление о целокупности. По мнению Ж. Лакана, за это как в речи философа, так и в речи нарцисса ответственно бессознательное. Нарциссическое представление о Едином связано с надеждами обрести единство самости. Нарцисс болезненно воспринимает разорванность своего внутреннего опыта и пытается собрать самость за счет отождествления с объектом желания, который в лаканианском психоанализе называется объектом a. Идеалом для нарцисса является полная автаркия, а тотальное единство воплощается в фигуре Большого Другого. Ж. Лакан показывает, что Единое в нарциссическом опыте представляет собой идеализированный и очищенный от всякого конкретного содержания образ самости самого нарциссического субъекта. Структурно эта же логика воспроизводится и в философском дискурсе, только Единое описывается как высшая трансцендентная реальность. Таким образом, Ж. Лакан пришел к выводу, что инстанцией, придающей импульс представлению о Едином, является бессознательная фантазия. Движущая сила этого процесса — связка желания и наслаждения. Путем исследования позиции наслаждения лаканианский психоанализ реконструирует «онтологию» и «этику» бессознательного, которыми оно руководствуется при построении фантазии о тотальном Одном.

Ключевые слова:

лаканианство, Единое, нарциссизм, наслаждение, желание, фантазия, бессознательное

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Лакан, Ж. (2002), Образования бессознательного (Семинары: Книга V (1957/1958)), пер. Черноглазов, А., М.: Гнозис; Логос.

Светлов, Р.В. (2005), Пространство самопознания (Плотин, Первая Эннеада), AKAΔHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма, вып. 6, с. 173–189.

Платон (1993), Федр, в: Платон, Собр. соч.: в 4 т., т. 2, М.: Мысль, с. 135–191.

Плотин (2010), О добродетелях, в: Плотин, Первая эннеада, пер. Сидаш, Т.Г. и Светлов, Р.В., СПб.: Издательство Олега Абышко; Университетская книга, с. 109–129.

Плотин (2010), О диалектике, в: Плотин, Первая эннеада, пер. Сидаш, Т.Г. и Светлов, Р.В., СПб.: Издательство Олега Абышко; Университетская книга, с. 139–150.

Плотин (2010), О бесстрастии бестелесных, в: Плотин, Третья эннеада, пер. Сидаш, Т.Г., СПб.: Издательство Олега Абышко; Университетская книга, с. 281–325.

Плотин (2005), О Благе, или Едином, в: Плотин, Шестая эннеада. Трактаты VI–IX, пер. Сидаш, Т.Г., СПб.: Издательство Олега Абышко, с. 292–322.

Lacan, J. (2011), Le Séminaire. Livre XIX, …ou pire: 1971–1972, Paris: Seuil.

Lacan, J. (2003), The Seminar of Jacques Lacan: The Knowledge of the Psychoanalyst, 1971–1972, London: Karnac.

Лакан, Ж. (2000), Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я, в: Райгородский, Д.Я. (ред.), Психология самосознания: Хрестоматия, Самара: БАХРАХ-М, с. 398–405.

Кьеза, Л. (2020), Желание и наслаждение, пер. Мазин, В.А., СПб.: Скифия-принт.

Кьеза, Л. (2011), «Le ressort de l’amour»: Лакан и Платон, Новое литературное обозрение, № 6 (112), с. 55–77.

Лакан, Ж. (2006), Этика психоанализа (Семинар, Книга VII (1959–60)), пер. Черноглазов, А., М.: Гнозис; Логос.

Лакан, Ж., (2011), Еще (Семинар, Книга XX (1972/73)), пер. Черноглазов, А., М.: Гнозис; Логос.

Кант, И. (2008), Критика чистого разума, пер. Лосский, Н.О., СПб.: Наука.

Jones, E. (1951) The God Complex, in: Jones, E., Essays in Applied Psychoanalysis, vol. II., London: Hogarth Press, pp. 244–265.

Лакан, Ж. (2009) «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (Семинар, Книга II (1954/55)), пер. Черноглазов, А., М.: Гнозис; Логос.

Слинин, Я.А. (2021), Единое у элейцев, Платона и Плотина, Schole. Философское антиковедение и классическая традиция, т. 15, вып. 1, с. 161–178.

Зупанчич, А. (2019), Этика реального: Кант, Лакан, ред. Мазин, В.А, Олелуш, СПб.: Скифияпринт.

Юран, А.Ю. (2014), Вновь о любви через формулы, которые «не взяты с потолка», Лаканалия, № 16, с. 3–9.

Порфирий (1979), Жизнь Плотина, в: Диоген Лаэртский, в: О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. Гаспаров, М.Л., М.: Мысль, с. 462–476.

Плотин (2005), О том, как множество идей обрело ипостасийное бытие, и о благе, в: Плотин, Шестая эннеада. Трактаты VI–IX, пер. Сидаш, Т.Г., СПб.: Издательство Олега Абышко, с. 77–166.

Платон (1993), Пир, в: Платон, Собр. соч.: в 4 т., т. 2, М.: Мысль, с. 81–134.

Зупанчич, А. (2020), Что есть секс? пер. Олелуш, СПб.: Скифия-принт.

Shepherdson, C. (2008), Lacan and the Limits of Language, New York: Fordham University Press.

Кохут, Х. (2017), Восстановление самости, пер. Боковиков, А.М., М.: Когито-Центр.


References

Lacan, J. (2002), Seminar V: The Formations of the Unconscious: 1957–1958, trans. by Chernoglazov, A., Moscow: Gnozis Publ.; Logos Publ. (In Russian)

Svetlov, R.V. (2005), The Space of Self-Knowledge (Plotinus, Ennead I), AKAΔHMEIA: Papers and Research on the History of Platonism, iss. 6, pp. 173–189. (In Russian)

Plato (1993), Phaedrus, in: Plato, Collected Writings: in 4 vols, vol. 2, Moscow: Mysl’ Publ., pp. 135–191. (In Russian)

Plotinus (2010), On Virtue, in: Plotinus, Ennead I, trans. by Sidash, T.G. and Svetlov, R.V., St. Petersburg: Olega Abyshko Publ.; Universitetskaia kniga Publ., pp. 109–129. (In Russian)

Plotinus (2010), On Dialectic, in: Plotinus, Ennead I, trans. by Sidash, T.G. and Svetlov, R.V., St. Petersburg: Olega Abyshko Publ.; Universitetskaia kniga Publ., pp. 139–150. (In Russian)

Plotinus (2010), On the Impassivity of the Unembodied, in: Plotinus, Ennead III, trans. by Sidash, T.G., St. Petersburg: Olega Abyshko Publ.; Universitetskaia kniga Publ., pp. 281–325. (In Russian)

Plotinus (2005), On the Good, or the One, in: Plotinus, Ennead VI.Treatises VI–IX, trans. by Sidash, T.G., St. Petersburg: Olega Abyshko Publ., pp. 292–322. (In Russian)

Lacan, J. (2011), Le Séminaire. Livre XIX, …ou pire: 1971–1972, Paris: Seuil.

Lacan, J. (2003), The Seminar of Jacques Lacan: The Knowledge of the Psychoanalyst, 1971–1972, London: Karnac.

Lacan, J. (2000), The Mirror Phase as Formative of the Function of the I, in: Raigorodskii, D.Ia. (ed.), Psychology of Self-Consciousness: Reader, Samara: BAKhRAKh-M Publ., pp. 398–405. (In Russian).

Chiesa, L. (2020), Desire and Pleasure, trans. by Mazin, V.A., St. Petersburg: Skifiia-print Publ. (In Russian)

Chiesa, L. (2011), “Le ressort de l’amour”: Lacan and Plato, Novoe literaturnoe obozrenie, no. 6 (112), pp. 55–77.

Lacan, J. (2006), Seminar VII: The Ethics of Psychoanalysis: 1959–60, trans. by Chernoglazov, A., Moscow: Gnozis Publ.; Logos Publ. (In Russian)

Lacan, J. (2011), Seminar XX: Encore, On Feminine Sexuality: The Limits of Love and Knowledge: 1972/73, trans. by Chernoglazov, A., Moscow: Gnozis Publ.; Logos Publ. (In Russian)

Kant, I. (2008), Critique of Pure Reason, trans. by Lossky, N.O., St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Jones, E. (1951) The God Complex, in Jones, E., Essays in Applied Psychoanalysis, vol. II., London: Hogarth Press, pp. 244–265.

Lacan, J. (2009), Seminar II: The Ego in Freud’s Theory and in the Technique of Psychoanalysis: 1954/55, trans. by Chernoglazov, A., Moscow: Gnozis Publ.; Logos Publ. (In Russian)

Slinin, Ia. A. (2021), The “One” of Eleatics, Plato and Plotinus, Schole. Ancient Philosophy and the Classical Tradition, vol. 15, is. 1, pp. 161–178.

Zupančič, A. (2019), Ethics of the Real: Kant and Lacan, rus. ed. by Mazin, V.A., and Olelush, St. Petersburg: Skifiia-print Publ. (In Russian)

Yuran, A.Iu. (2014), Again about Love through Formulas That Are “not Pulled out of Hat”, Lacanalia, no. 16, pp. 3–9.

Porphyry (1979), Life of Plotinus, in: Diogenes Laërtius, in: Lives and Opinions of Eminent Philosophers, trans. by Gasparov, M.O., Moscow: Mysl’ Publ., pp. 462–476. (In Russian)

Plotinus (2005), How the Multiplicity of Forms Came into Being, and on the Good, in: Plotinus, Ennead VI. Treatises VI–IX, trans. by Sidash, T.G., St. Petersburg: Olega Abyshko Publ., pp. 77–166. (In Russian)

Plato (1993), The Symposium, in: Plato, Collected Writings: in 4 vols, vol. 2, Moscow: Mysl’ Publ., pp. 81–134. (In Russian)

Zupančič, A. (2020), What IS sex?, trans. by Olelush, St. Petersburg: Skifiia-print Publ. (In Russian)

Shepherdson, C. (2008), Lacan and the Limits of Language, New York: Fordham University Press.

Kohut, H. (2017), The Restoration of the Self, trans. by Bokovikov, A.M., Moscow: Kogito-Tsentr Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.05.2024

Как цитировать

Лапатин, В. А. (2024). Понятие Единого в свете лаканианского психоанализа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(1), 29–40. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.103