К понятию свободы: историософский аспект

Авторы

  • Владимир Михайлович Камнев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Алексей Александрович Пирогов Медицинский техникум № 2, Российская Федерация, 192102, Санкт-Петербург, Волковский пр., 106

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.402

Аннотация

В статье рассматривается историософский аспект проблемы прогресса в  сознании свободы. Описывается понимание Гегелем совершенного европейского государства, где проявляется свобода индивида, а дух объективируется как действительность. На Востоке над светским обществом возносится властитель, который служит Богу, дает отчет Ему одному, имеет абсолютную свободу и неоспоримое могущество. Отмечается, что для Гегеля философия государства и права — это система нравственности, где обязательна победа общего над частным. Суть всей системы оптимистична, какие бы тревожные противоречия эту систему ни пытались разрушить. В этой монархии духа, в идеальном государстве как системе свободы противоречия гражданского общества добровольно-принудительно снимаются и  преодолеваются. Рассмотрен также опыт марксизма, в котором противоположность рода и индивида преодолевается чисто механическим уничтожением одной из  сторон, качественным преобразованием общества, т. е. тотальной социальной революцией, победой над капиталом и  появлением нового обобществившегося человечества. Показано, что философия политики проистекает не только из гегелевской философии, но также из теологической мысли. Рассматривается философский, социальный и  исторический феномен политических религий и процесс постепенной секуляризации общества, когда сфера власти радикально разбожествляется и становится светской. В статье делается вывод, что история — это территория столкновения в духе Апокалипсиса, также — вечностный процесс падшего мира. Для современного русского человека, утверждают авторы статьи, соотнесенность с Истиной становится не только вопросом свободы, но выбором между жизнью и смертью, а значит — и территорией войны, которая проходит по сердцу. Свою причастность к Истине он воспринимает не как следование гражданской религии, а как мистическое приобщение к Христу как постоянному источнику Правды и свободы.

Ключевые слова:

прогресс, история, свобода, политическая религия, демократия, истина

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Соловьев, В.С. (1892), Гегель, в: Соловьев, В.С. (ред.), Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, СПб., т. 15, с. 220–226.

Гегель, Г.В.Ф. (1990), Философия права, М.: Мысль.

Фукуяма, Ф. (2015), Конец истории и последний человек, пер. Левин, М.В., М.: АСТ.

Джентиле, Э. (2021), Политические религии, пер. Станжевский, Ф., СПб.: Владимир Даль.

Фегелин, Э. (2021), Новая наука политики, пер. Селиверстов, Н., СПб.: Владимир Даль.

Тургенев, И.С. (1979), Рудин, Л.: Лениздат.


References

Solov’ev, V. S. (1892), Gegel’, in: Solov’ev, V. S. (ed.), Encyclopedic dictionary of Brockhaus and Efron, St Petersburg, vol. 15, pp. 220–226. (In Russian)

Hegel, G.W.F. (1990), The Philosophy of Law, Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)

Fukuyama, F. (2015), The end of history and the last man, transl. by Levin, M.B., Moscow: AST Publ. (In Russian)

Gentile, E. (2021), Political religions, transl. by Stanjevsky, F., St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)

Voegelin, E. (2021), The New Science of Politics, transl. by Seliverstova, N., St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)

Turgenev, I. S. (1979), Rudin, Leningrad: Lenizdat Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2022

Как цитировать

Камнев, В. М., & Пирогов, А. А. . (2022). К понятию свободы: историософский аспект. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(4), 465–472. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.402

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)