Какой эксперт для науки ценен? (К вопросу о типологических характеристиках экспертного знания)

Авторы

  • Ирина Олеговна Щедрина Институт логики, когнитологии и развития личности, Российская Федерация, 129110, Москва, пр. Мира, 70А; 2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 105066, Москва, Старая Басманная ул., 21/4
  • Евгений Павлович Журавель Институт логики, когнитологии и развития личности, Российская Федерация, 129110, Москва, пр. Мира, 70А; Государственный академический университет гуманитарных наук, Российская Федерация, 119049, Москва, Мароновский пер., 26

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.410

Аннотация

В статье представлены результаты эпистемологического исследования экспертизы с учетом существующих сегодня в мировом и отечественном философско-методологическом сообществе типологизаций этого когнитивного и социального феномена. Авторы выявляют ее типологические характеристики, опираясь на феноменологический подход к социально-гуманитарным предметным образованиям. Такой подход позволяет показать, что экспертиза всегда предполагает два уровня оценки: фундаментальный и прикладной. На прикладном уровне эксперт решает вполне конкретную задачу, сообразуясь с целями заказчика, на фундаментальном (сосуществующем с прикладным) — пытается встроить получаемый результат в расширяющееся знание о мире и человеке. Дело в  том, что любая экспертиза так или иначе подчинена внешнему, социальному по своей сути запросу, и акцент на прикладном знании ориентирован на реализацию этого запроса в экспертном заключении, т. е. фиксирует границы реализации запроса. В качестве альтернативы этому подходу выступает апелляция в ходе экспертной оценки к фундаментальным познавательным установкам, присутствующим в ее основании (ориентирующим экспертный анализ на расширение исследования). Такого рода апелляции, помимо всего прочего, повышают степень объективности экспертных оценок за счет их принципиальной интенциональности и  интерсубъективной проверяемости. А рефлексивная герменевтическая компетентность эксперта помогает преодолеть когнитивные разрывы, возникающие в процессе междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований. Феноменологический подход позволяет нам рассматривать экспертизу как культурно-исторический феномен, а  эксперта не просто как элемент научной системы, но как широко образованного профессионала, осознающего себя частью истории и культуры.

Ключевые слова:

экспертиза, экспертные практики, фундаментальное, прикладное, культурно-историческая эпистемология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Горохов, В.Г. (2010), Как возможны наука и научное образование в эпоху «академического капитализма»?, Вопросы философии, № 12, c. 3–14.

Quast, C. and Seidel, M. (2018), Introduction: The Philosophy of Expertise — What is Expertise?, Topoi, vol. 37, pp. 1–2.

Юдин, Б.Г. (2008), Технонаука, человек, общество: актуальность гуманитарной экспертизы, Век глобализации, № 2, с. 146–154.

Юдин, Б.Г. (2011), Экспертиза в обществе знаний, Знание в социокультурном пространстве, под общ. ред. акад. РАН В.С.Степина, М.: Экономическое образование, c. 313–344.

Горохов, В.Г. и Декер, М. (2011), Оценка социальных рисков технологических инноваций (обзор научной конференции в Берлине), Вопросы философии, № 10, c. 176–181.

Townsley, E. (2015), Science, Expertise and Profession in the Post-Normal Discipline, The American Sociologist, vol. 46, no. 1, pp. 18–28.

Туманов, С.В., Оносов, А.А. и Савина, Н.Е. (2017), Гуманитарная экспертиза: теоретические подходы и практики их реализации, Вестник Московского Университета. Серия 7: Философия, № 5, c. 97–112.

Пружинин, Б.И. (2021), Экспертиза как эпистемологический феномен, Вестник СанктПетербургского университета. Философия и конфликтология, т. 37, вып. 3, с. 393–402.

Пружинин, Б.И. (2015), Трансдисциплинарность в контексте дихотомии прикладного и фундаментального в науке, в: Бажанов, В. и Шольц, Р. (ред.), Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы, М.: Навигатор, с. 252–262.

Clarke, S. (2013), Intuitions as evidence, philosophical expertise and the developmental challenge, Philosophical Papers, vol. 42, no. 2, pp. 175–207.

Bach, Th. (2021), Why the Empirical Study of Non-philosophical Expertise Does not Undermine the Status of Philosophical Expertise, Erkenntnis, vol. 86, pp. 999–1023.

Martini, C. (2014), Experts in science: a view from the trenches, Synthese, vol. 191, pp. 3–15.

Звягина, Ж. (2021), Понятие «научная экспертиза» предложили закрепить законодательно, Парламентская газета, 26 августа. URL: https://www.pnp.ru/economics/ponyatie-nauchnayaekspertiza-predlozhili-zakrepit-zakonodatelno.html (дата обращения: 15.07.2022).

Горохов, В.Г. (2005), Опыт оценки техники и социально-экологической экспертизы в России, как предпосылка внедрения западноевропейского опыта экологического аудита, в: Философия науки и техники — природа и техника на пороге 3 тысячелетия: Материалы международной конференции, ред. д-р филос. наук проф. Горохов, В.Г., М.: Российское философское общество, с. 58–73.

Горохов, В.Г. (2007), Проблемы междисциплинарной оценки научно-технического развития, Вопросы государственного и муниципального управления, т. II, № 2–3, с. 191–213.

Горохов, В.Г. и Сидоренко, А.С. (2008), Нанотехнонаука: взаимное влияние фундаментальных теорий, современного эксперимента и новейших технологий, Высшее образование в России, № 10, с. 130–143.

Горохов, В.Г. (2007), Социальная оценка научно-технического развития сегодня, в: Социальная и экологическая оценка научно-технического развития. Материалы международной конференции памяти академика Н.Н.Моисеева, М.: Российско-германское общество «Философия науки и техники» Российского философского общества, с. 120–126.

Грунвальд, А. (2005), Междисциплинарное исследование и формирование научно-технического развития», в: Философия науки и техники — природа и техника на пороге 3 тысячелетия: Материалы международной конференции, ред. д-р филос. наук, проф. Горохов, В.Г., М.: Российское философское общество, с. 10–19.

Márkus, G. (1987), Why is There No Hermeneutics of Natural Sciences? Some Preliminary Theses, Science in Context, vol. 1, no. 1, pp. 5–51.

Васюков, В.Л. и Шульга, Е.Н. (2022), Герменевтика естественных наук, Вопросы философии, № 8, c. 97–106.


References

Gorokhov, V.G. (2010), How are Science and Scientific Education Possible In the Era of ‘Academic Capitalism’?, Voprosy filosofii, no. 12, pp. 3–14. (In Russian)

Quast, C. and Seidel, M. (2018), Introduction: The Philosophy of Expertise — What is Expertise?, Topoi, vol. 37, pp. 1–2.

Yudin, B.G. (2008), Technoscience, Human, Society: the Relevance of Humanitarian Expertise, Vek globalizatsii, no. 2, pp. 146–154. (In Russian)

Yudin, B.G. (2011), Expertise in a Knowledge Society, in: Knowledge in the Socio-Cultural Space, ed. by Stepin, V. S., Moscow: Ekonomicheskoe obrazovanie Publ., pp. 313–344. (In Russian)

Gorokhov, V.G. and Decker, M. (2011), Evaluation of the Social Risks of Technological Innovations (Review of a Scientific Conference in Berlin), Voprosy filosofii, no. 10, pp. 176–181. (In Russian)

Townsley, E. (2015), Science, Expertise and Profession in the Post-Normal Discipline, The American Sociologist, vol. 46, no. 1, pp. 18–28.

Tumanov, S.V., Onosov, A.A. and Savina, N.E. (2017), Humanitarian expertise: theoretical approaches and practices of their implementation, Moscow University Bulletin. Series 7: Philosophy, no. 5, pp. 97–112. (In Russian)

Pruzhinin, B.I. Expert examination as an epistemological phenomenon, Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, 2021, vol. 37, iss. 3, pp. 393–402. (In Russian)

Pruzhinin, B.I. (2015), Transdisciplinarity in the Context of the Applied and Fundamental Dichotomy in Science, in: Bazhanov, V. and Scholz, R. (eds), Transdistsiplinarnost’ v filosofii i nauke: podkhody, problemy, perspektivy, Moscow: Navigator Publ., pp. 252–262. (In Russian)

Clarke, S. (2013), Intuitions as evidence, philosophical expertise and the developmental challenge, Philosophical Papers, vol. 42, no. 2, pp. 175–207.

Bach, Th. (2021), Why the Empirical Study of Non-philosophical Expertise Does not Undermine the Status of Philosophical Expertise, Erkenntnis, Bd. 86, pp. 999–1023.

Martini, C. (2014), Experts in science: a view from the trenches, Synthese, vol. 191, pp. 3–15.

Zvyagina, Zh. (2021), The concept of ‘scientific expertise’ was proposed to be enshrined in law, Parlamentskaia gazeta, August, 26. Available at: https://www.pnp.ru/economics/ponyatie-nauchnaya-ekspertizapredlozhili-zakrepit-zakonodatelno.html (accessed: 15.07.2022). (In Russian)

Gorokhov, V.G. (2005), Experience in Technology Evaluation and Social and Environmental Expertise in Russia as a Prerequisite for the Introduction of Western European Experience in Environmental audit, in: Filosofiia nauki i tekhniki — priroda i tekhnika na poroge 3 tysiacheletiia: Materialy mezhdunarodnoi konferentsii, ed. by prof. Gorohov, V.G., Moscow: Rossiiskoe filosofskoe obshchestvo Publ., pp. 58–73. (In Russian)

Gorokhov, V.G. (2007), Problems of Interdisciplinary Evaluation of Scientific and Technological Development, Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniia, vol. II, no. 2–3, pp. 191–213. (In Russian)

Gorokhov, V.G. and Sidorenko, A. S. (2008), Nanotechnoscience: Mutual Influence of Fundamental Theories, Modern Experiment and Latest Technologies, Vysshee obrazovanie v Rossii, no. 10, pp. 130–143. (In Russian)

Gorokhov, V.G. (2007), Social Evaluation of Scientific and Technological Development Today, in: Sotsial’naia i ekologicheskaia otsenka nauchno-tekhnicheskogo razvitiia. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii pamiati akademika N.N.Moiseeva, Moscow: Rossiisko-germanskoe obshchestvo “Filosofiia nauki i tekhniki” Rossiiskogo filosofskogo obshchestva Publ., pp. 120–126. (In Russian)

Grunwald, A. (2005), Interdisciplinary Research and the Formation of Scientific and Technological Development, Filosofiia nauki i tekhniki — priroda i tekhnika na poroge tret’ego tysiacheletiia: Materialy mezhdunarodnoi konferentsii, ed. by prof. Gorohov, V.G., Moscow: Rossiiskoe filosofskoe obshchestvo Publ., pp. 10–19. (In Russian)

Márkus, G. (1987), Why is There No Hermeneutics of Natural Sciences? Some Preliminary Theses, Science in Context, vol. 1, no. 1, pp. 5–51.

Vasyukov, V.L. and Shulga, E.N. (2022), Hermeneutics of Natural Sciences, Voprosy filosofii, no. 8, pp. 97–106. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2022

Как цитировать

Щедрина, . И. О., & Журавель, Е. П. (2022). Какой эксперт для науки ценен? (К вопросу о типологических характеристиках экспертного знания). Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(4), 562–571. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.410