Development of Methods for Studying the Image of Culture in the Digital Era

Авторы

  • Прокудин Дмитрий Евгеньевич Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-9464-8371
  • Ольга Витальевна Кононова Социологический институт РАН, Российская Федерация, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25 https://orcid.org/0000-0001-6293-7243
  • Елена Георгиевна Гаевская Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.111

Аннотация

Развитие культуры в информационную эру обладает рядом специфических особенностей. Одна из основных — это влияние на развитие культуры современных информационно-коммуникационных технологий, что приводит к формированию новых смыслов и  образов культуры. Она предстает перед нами как в  реальном, традиционном воплощении, так и в новом — цифровом. Притом оба этих образа взаимосвязаны и зачастую являются двумя сторонами какого-либо культурного образа, явления или феномена. Повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий в культурной сфере позволяет человеку реализовывать свой культуротворческий потенциал. В результате пространство культуры постепенно насыщается произведениями и объектами цифровой культуры, цифрового искусства. И такие объекты уже не имеют аналогов в реальном мире. Они выступают как самостоятельные культурные феномены и доминанты, порождая новые культурные смыслы. Поэтому эффективное и  всестороннее изучение образов культуры возможно только с  применением новых методов, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, т. е. методов Digital Humanities. Методы Digital Humanities не только основаны на применении информационно-коммуникационных технологий, но и нацелены на использование в качестве эмпирической базы научных исследований информацию, представленную в цифровой форме на различного рода электронных сетевых ресурсах. Мы предлагаем несколько новых подходов к  изучению культуры, применение которых позволяет более эффективно изучать современное первазивное социокультурное пространство. Эти методы и подходы используются как в проводимых авторами научных исследованиях, так и для изучения культуры студентами Санкт-Петербургского государственного университета. Развитие этих методов актуализирует изучение культуры в условиях первазивной социокультурной среды.

Ключевые слова:

цифровая эпоха, образ культуры, методы обучения, информационно-коммуникационные технологии, цифровые гуманитарные науки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Kononova, O., Prokudin, D., Karachay, V. and Pilysova, D. (2019), Sociocultural information urban space construction, in: Multi conference on Computer science and information systems 2019: Proceedings of the international conferences ICT, Society and Human Beings 2019, Connected Smart Cities 2019 and Web Based Communities and Social Media 2019, Porto, 17–19 July 2019, Porto: IADIS Press, pp. 105–112. https://doi.org/10.33965/ict2019_201908l013

Dalbello, M. (2011), A genealogy of digital humanities, Journal of Documentation, vol. 67, no. 3, pp. 480–506. https://doi.org/10.1108/00220411111124550

Münster, S., Apollonio, F.I., Bell, P., Kuroczynski, P., Di Lenardo, I., Rinaudo, F. and Tamborrino, R. (2019), Digital cultural heritage meets digital humanities, Int. Arch. Photogramm. Remote Sens. Spatial Inf. Sci, XLII-2/W15, pp. 813–820. https://doi.org/10.5194/isprs-archives-XLII-2-W15-813-2019

Gaevskaya, E., Kononova, O. and Prokudin, D. (2021), Modern Approaches to the Study and Use of Digital Humanities in Higher Education, Culture and technology studies, vol. 6, iss. 2, pp. 64–76. https://doi.org/10.17586/2587-800X-2021-6-2-64-76 (In Russian)

Puchkovskaia, A.A. and Tretiakov, A.O. (2018), Digital Humanities: Analysis of the Application of Digital Technologies in the Sphere of Humanities, Culture and Art, no. 10, pp. 1–9. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2018.10.27277 (In Russian)

Thaller, M. (2012), Controversies around the Digital Humanities: An Agenda, Historical Social Research, vol. 37, no. 3 (141), pp. 7–23. Available at: http://www.jstor.org/stable/41636594 (accessed:10.02.2023).

Wilkens, M. (2015), Digital Humanities and Its Application in the Study of Literature and Culture, Comparative Literature, vol. 67, no. 1, pp. 11–20. https://doi.org/10.1215/00104124-2861911

Zakharov, N.V. (2021), The Thesaurus Approach to Shakespearean Studies, Foreign Languages in Tertiary Education, no. 3 (58), pp. 13–24. https://doi.org/10.37724/RSU. 2021.58.3.002 (In Russian)

Aniskin, V.N. and Yankevich, O.A. (2021), Thesaurus approach to information and technological training of bachelors of cultural education, Revistă ştiinţifică progresivă, vol. 4, no. 2 (8), pp. 5–9. https://doi.org/10.46591/PSJM. 2021.0402.0001 (In Russian)

Heftberger, A. (2019), Digital Humanities and Film Studies: Visualising Dziga Vertov’s Work, Cham, Switzerland: Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-030-02864-0

Cantwell, C.D. and Petersen, K. (eds) (2021), Digital Humanities and Research Methods in Religious Studies: An Introduction, De Gruyter.

Artamoshkina, L.E. and Prokudin, D.E. (2020), Development of biographical method tools and resources in the digital age, Proceedings of the 2nd International Conference Modern Culture and Communication (MCC-2020). 14–16 October 2020, Saint Petersburg, Russia, St-Petersburg: Institute for Peace and Conflict Studies, pp. 11–14. (In Russian)

Artamoshkina, L.E., Morawski, K. and Prokudin, D.E. (2021), Digital humanities and development of the biographical method, Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, vol. 37, no. 2, pp. 310–321. https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.210

Chianese, A. and Piccialli, F. (2016), A Smart System to Manage the Context Evolution in the Cultural Heritage Domain, Computers and Electrical Engineering, vol. 55, pp. 27–38. https://doi.org/10.1016/j. compeleceng.2016.02.008

Castiglione, A., Colace, F., Moscato, V. and Palmieri, F. (2018), CHIS: A Big Data Infrastructure to Manage Digital Cultural Items, Future Generation Computer Systems, vol. 86, pp. 1134–1145. https://doi.org/10.1016/j.future.2017.04.006

Drozhashchikh, N.V. and Bashmakova, A.Yu. (2021), Multimodal Learner’s Dictionary with Historical and Cultural Components in EFL Classroom, Tyumen State University Herald. Humanities Research. Humanitates, vol. 7, no. 1 (25), pp. 43–61. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2021-7-1-43-61 (In Russian)

Belyaeva, N.V. (2020), Differentiated approach to teaching students to make historical and cultural comments with the help of the Internet resources, Literature at school, no. 2, pp. 76–88. https://doi.org/10.31862/0130-3414-2020-2-76-88 (In Russian)

Kononova, O. and Prokudin, D. (2020), An approach to extraction, explication and presentation of contextual knowledge in the study of developing interdisciplinary research areas, International Journal of Open Information Technologies, vol. 8, no. 1, pp. 90–101. Available at: http://injoit.org/index.php/j1/article/view/882/844 (accessed: 10.02.2023). (In Russian)

Kononova, O., Prokudin, D. and Timofeeva, A. (2020), Software catalogue for scientific context explication, in: Proceedings of the 19th International Conference on WWW/Internet 2020, online, November18-20, 2020, ed. by Isaías, P., IADIS Press, pp. 61–67.

Kaplan, A.M. and Haenlein, M. (2016), Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster, Business Horizons, vol. 59, no. 4, pp. 441–450. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2016.03.008

Siemens, G. (2013), Massive open online courses: Innovation in education, in: McGreal, R., Kinuthia W. and Marshall S. (eds), Open educational resources: Innovation, research and practice, Vancouver: Commonwealth of Learning and Athabasca University, pp. 5–16.

Lu, J., Chin, K.L., Yao, J., Xu, J. and Xiao, J. (2010), Cross-culturaleducation: Learning methodology and behaviour analysis for Asian students in IT field of Australian universities, Proc. 12th Australasian Computing Education Conference (ACE 2010), vol. 103, ed. by Clear, T. and Hamer, J., pp. 117–126.

Bai, J., Larimer, S. and Riner, M.E. (2016), Cross-Cultural Pedagogy: Practical Strategies for a Successful Interprofessional Study Abroad Course, Journal of the Scholarship of Teaching and Learning, vol. 16, no. 3, pp. 72–81. https://doi.org/10.14434/josotl.v16i3.19332

Bloom, B. S., Engelhart, M.D., Furst, E.J., Hill, W.H. and Krathwohl, D.R. (1956), Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals,Handbook I: Cognitive domain, New York: David McKay Company.

Gaevskaya, E., Borisov, N. and Shadiev, R. (2021), Digital Humanities Approaches to Learning Methods Development, CEUR Workshop Proceedings, vol. 3090, pp. 34–42. Available at: https://ceur-ws.org/ Vol-3090/spaper03.pdf (accessed: 10.02.2023).

Gaevskaya, E., Borisov, N. and Shadiev, R. (2021), Development of Learning Methods in Context of Digital Humanities, International Journal of Open Information Technologies, vol. 8, no. 12, pp. 60–67. https://doi.org/10.25559/INJOIT. 2307-8162.09.202112.60-67 (In Russian)

Towards knowledge society (2005), UNESCO world report, Paris: UNESCO. Available at: https://digitallibrary.un.org/record/579933/?ln=en (accessed: 10.02.2023).

Загрузки

Опубликован

20.05.2024

Как цитировать

Дмитрий Евгеньевич, П., Кононова, О. В., & Гаевская, Е. Г. (2024). Development of Methods for Studying the Image of Culture in the Digital Era. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(1), 134–144. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.111