О проблематичности понятия «греческий шаманизм»

Авторы

  • Анна Сергеевна Афонасина Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Российская Федерация, 236041, Калининград, ул. Александра Невского, 14

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.309

Аннотация

Понятие «шаманизм» начало проникать в антиковедческие исследования примерно с XIX века. Шаманами стали объявляться как легендарные персонажи, так и исторические личности, такие как Орфей, Аристей, Эпименид. Постепенно дело дошло до философов – Пифагора, Парменида, Эмпедокла и Сократа. Потом в этот список попали Одиссей и Ясон, а недавно к ним добавились Христос и Мухаммед. На сегодняшний день идея «греческого шаманизма» так прочно укоренилась во многих работах, что может возникнуть впечатление будто она имеет под собой надежную доказательную базу. Однако это впечатление ошибочно, и критическое рассмотрение исследований, в которых на протяжении более чем ста лет эта идея активно транслировалась, выявило безосновательность представлений о «греческом шаманизме». В частности, оказалось, что многие аргументы в силу авторитетности высказавшего их автора просто копировались из одной работы в другую, не подвергаясь сомнению и проверке. В настоящей работе предпринята попытка заглянуть вглубь методологических оснований и намерений разных авторов, которым эта идея пришлась по вкусу, и посмотреть, приводит ли использование понятия «греческий шаманизм» к каким-либо позитивным и продуктивным выводам. Представляется, что перенос понятия «шаманизм» на древнегреческий религиозный субстрат не привносит ничего полезного в понимание религиозных феноменов древнегреческой религии, и поэтому от него нужно отказаться. В качестве альтернативного подхода предлагается четко определить понятие «шаманизм» и его культурные, географические и исторические рамки, что удается сделать с привлечением оригинального этнографического материала.

Ключевые слова:

древнегреческая религия, шаманизм, экстатический опыт, религиозные обряды, джакри, дхами

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Жмудь, Л. Я. (2012), Пифагор и ранние пифагорейцы, М.: Университет Дмитрия Пожарского.

Bremmer, J. N. (2016), Shamanism in Classical Scholarship: Where are We Now?, in: Jackson, P. (ed.), Horizons of Shamanism: A Triangular Approach to the History and Anthropology of Ecstatic Techniques, Stockholm: Stockholm University Press, pp. 52–78.

Bremmer, J. N. (2018), Method and madness in the study of Greek shamanism: the case of Peter Kingsley, ASDIWAL, no. 13, pp. 93–109.

Амайон, Р. (2009), Понятие шаманизма: формирование западной интерпретации, Религиоведение, № 1, c. 3–15.

Eliade, M. (1972), Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy, Princeton: Princeton University Press.

Доддс, Э. (2000), Греки и иррациональное, СПб.: Алетейя.

Duichin, M. (2013), Il lato oscuro di Odisseo: Eroe Greco o «Sciamano» nordico? Rivista di cultura classica e medioevale, vol. 55, no. 2, luglio–dicembre, pp. 267–297.

Ustinova, Y. (2004), Jason the Shaman, in: Gebauer, J., Grabow, E., Jünger, F., Metzler, D. (eds), Bildergeschichte. Festschrift Klaus Stähler, Bibliopolis, pp. 507–514.

Егоров, А. С. (2007), Эмпедокл и проблема греческого шаманизма, Вопросы философии, № 8, c. 97–105.

Baltussen, H. (2008), Simplicius of Cilicia. Philosophy and exegesis in Simplicius, London: Gerald Duckworth & Co.

Мистика у Платона, Идеи и идеалы, т. 14, № 2, ч. 1, c. 11–20.

Graf, F. (2003), Magic in the Ancient world, Harvard University Press.

Roothaan, A. (2015), The «Shamanic» Travels Of Jesus and Muhammad: Cross-cultural and Transcultural Understandings of Religious Experience, American Journal of Theology & Philosophy, vol. 36, no. 2, May, pp. 140–153.

Алекнайте, Э. (2009), Элементы шаманизма в религиозной традиции балтов, Научный альманах «Традиционная культура», № 4, c. 91–110.

Edsman, C. M. (ed.) (1967), Studies in Shamanism, Stockholm: Almqvist & Wiskell.

Rohde, E. (1903), Psyche. Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen, Leipzig; Tübingen: Verlag von J. C. B. Mohr.

Ginzburg, C. (1983), The Night Battles. Witchcraft and Agrarian Cults in the Sixteenth and Seventeenth Centuries, London: Routledge & Kegan Paul.

Kuiper, Y. (2004), Witchcraft, Fertility Cults, and Shamanism: Carlo Ginzburg’s I benandanti in Retrospect, in Religion in Cultural Discourse. Essays in Honor of Hans G. Kippenberg on the Occasion of His 65th Birthday, Berlin; New York: Walter de Gruyter, pp. 33–59.

Sidky, H. (2010), Ethnographic Perspectives on Differentiating Shamans from other Ritual Intercessors, Asian Ethnology, vol. 69, no. 2, pp. 213–240.

Dubuisson, D. (2005), Impostures et pseudo-science: l’auvre de Mircea Eliade, Villeneuve d’Asq: Presses Universitaires du Septentrion.

Новик, Е. С. (2004), Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур, М.: Вост. лит.

Meuli, K. (1935), Scythica, Hermes, Bd. 70, H. 2, pp. 121–176.

Ogden, D. (ed.) (2002), Magic, witchcraft, and ghosts in the Greek and Roman worlds. A sourcebook, Oxford University Press.

Кузнецова, А. С. (2007), Шаманизм и орфическая традиция, Гуманитарные науки в Сибири, № 1, c. 49–53.


References

Zhmud L. (2012), Pythagoras and the early pythagoreans, Moscow: Universitet Dmitriia Pozharskogo Publ. (In Russian)

Bremmer, J. N. (2016), Shamanism in Classical Scholarship: Where are We Now?, in: Jackson, P. (ed.), Horizons of Shamanism: A Triangular Approach to the History and Anthropology of Ecstatic Techniques, Stockholm: Stockholm University Press, pp. 52–78.

Bremmer, J. N. (2018), Method and madness in the study of Greek shamanism: the case of Peter Kingsley, ASDIWAL, no. 13, pp. 93–109.

Hamayon R. (2009), The concept of shamanism: formation of western interpretation, Religiovedenie, no. 1, pp. 3–15. (In Russian)

Eliade, M. (1972), Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy, Princeton: Princeton University Press.

Dodds, E, R. (2000), The Greeks and the Irrational, St. Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)

Duichin, M. (2013), Il lato oscuro di Odisseo: Eroe Greco o “Sciamano” nordico?, Rivista di cultura classica e medioevale, vol. 55, no. 2, luglio–dicembre, pp. 267–297.

Ustinova, Y. (2004), Jason the Shaman, in: Gebauer, J., Grabow, E., Jünger, F., Metzler, D. (eds), Bildergeschichte. Festschrift Klaus Stähler, Bibliopolis, pp. 507–514.

Egorov, A. (2007), Empedocles and the problem of Greek shamanism, Voprosy filosofii, no. 8, pp. 97-105. (In Russian)

Baltussen, H. (2008), Simplicius of Cilicia. Philosophy and exegesis in Simplicius, London: Gerald Duckworth & Co.

Shevtsov, A. (2022), Mysticism in Plato’s Works, Idei i idealy, vol. 14, no. 2, pt. 1, pp. 11–20. (In Russian)

Graf, F. (2003), Magic in the Ancient world, Harvard University Press.

Roothaan, A. (2015), The “Shamanic” Travels Of Jesus and Muhammad: Cross-cultural and Transcultural Understandings of Religious Experience, American Journal of Theology & Philosophy, vol. 36, no. 2, May, pp. 140–153.

Aleknaite, E. (2009), Shamanic Elements in the Baltic Religious Tradition, Nauchnyi almanakh “Traditsionnaia kul’tura”, no. 4, pp. 91–110. (In Russian)

Edsman, C. M. (ed.) (1967), Studies in Shamanism, Stockholm: Almqvist & Wiskell.

Rohde, E. (1903), Psyche. Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen, Leipzig; Tübingen: J. C. B. Mohr.

Ginzburg, C. (1983), The Night Battles. Witchcraft and Agrarian Cults in the Sixteenth and Seventeenth Centuries, London: Routledge & Kegan Paul.

Kuiper, Y. (2004), Witchcraft, Fertility Cults, and Shamanism: Carlo Ginzburg’s I benandanti in Retrospect, in: Religion in Cultural Discourse. Essays in Honor of Hans G. Kippenberg on the Occasion of His 65th Birthday, Berlin; New York: Walter de Gruyter, pp. 33–59.

Sidky, H. (2010), Ethnographic Perspectives on Differentiating Shamans from other Ritual Intercessors, Asian Ethnology, vol. 69, no. 2, pp. 213–240.

Dubuisson, D. (2005), Impostures et pseudo-science: l’auvre de Mircea Eliade, Villeneuve d’Asq: Presses Universitaires du Septentrion.

Novik, E. (2004), Rite and folklore in Siberian shamanism. The experience of comparing structures, Moscow: Vostochnaia literatura Publ. (In Russian)

Meuli, K. (1935), Scythica, Hermes, Bd. 70, H. 2, pp. 121–176.

Ogden, D. (ed.) (2002), Magic, witchcraft, and ghosts in the Greek and Roman worlds. A sourcebook, Oxford University Press.

Kuznetsova, A. (2007), Shamanism and the Orphic tradition, Gumanitarnye nauki v Sibiri, no. 1, pp. 49–53. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Афонасина, А. С. (2024). О проблематичности понятия «греческий шаманизм». Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(3), 473–485. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.309