О проблематичности понятия «греческий шаманизм»
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.309Аннотация
Понятие «шаманизм» начало проникать в антиковедческие исследования примерно с XIX века. Шаманами стали объявляться как легендарные персонажи, так и исторические личности, такие как Орфей, Аристей, Эпименид. Постепенно дело дошло до философов – Пифагора, Парменида, Эмпедокла и Сократа. Потом в этот список попали Одиссей и Ясон, а недавно к ним добавились Христос и Мухаммед. На сегодняшний день идея «греческого шаманизма» так прочно укоренилась во многих работах, что может возникнуть впечатление будто она имеет под собой надежную доказательную базу. Однако это впечатление ошибочно, и критическое рассмотрение исследований, в которых на протяжении более чем ста лет эта идея активно транслировалась, выявило безосновательность представлений о «греческом шаманизме». В частности, оказалось, что многие аргументы в силу авторитетности высказавшего их автора просто копировались из одной работы в другую, не подвергаясь сомнению и проверке. В настоящей работе предпринята попытка заглянуть вглубь методологических оснований и намерений разных авторов, которым эта идея пришлась по вкусу, и посмотреть, приводит ли использование понятия «греческий шаманизм» к каким-либо позитивным и продуктивным выводам. Представляется, что перенос понятия «шаманизм» на древнегреческий религиозный субстрат не привносит ничего полезного в понимание религиозных феноменов древнегреческой религии, и поэтому от него нужно отказаться. В качестве альтернативного подхода предлагается четко определить понятие «шаманизм» и его культурные, географические и исторические рамки, что удается сделать с привлечением оригинального этнографического материала.
Ключевые слова:
древнегреческая религия, шаманизм, экстатический опыт, религиозные обряды, джакри, дхами
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.