Образ Эмпедокла в трактатах гиппократовского корпуса и интерпретация некоторых биографических сведений

Авторы

  • Анна Сергеевна Афонасина Новосибирский государственный университет, Российская Федерация, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.302

Аннотация

Об Эмпедокле как враче говорят разные древние авторы. Однако ни одно из приписываемых ему медицинских сочинений не сохранилось. Таковыми могли быть упоминающийся Плинием Старшим трактат Эмпедокла об избавлении Афин от чумы и сочинение «Врачебное слово» в  шестистах стихах (DL VIII, 77). Тем не менее в  нашем распоряжении имеется ряд фрагментов его поэмы, в которых описывается строение разных частей тела, предпринимается попытка объяснить функционирование процессов восприятия, встречаются рассуждения об эмбрионе, описываются некоторые физиологические процессы и устройство живых организмов. Эмпедокл упоминается и в отдельных трактатах гиппократовского корпуса, однако скорее как ненастоящий врач, по сравнению с настоящими, т. е. врачами-гиппократиками. Данное исследование призвано разрешить конфликт, существующий между фрагментами поэмы Эмпедокла, в  которых он говорит от первого лица и  обещает научить разным «магическим» приемам, основанными на этих высказываниях свидетельствами Гераклида и  Тимея и  реакцией на Эмпедокла со стороны представителей гиппократовской школы. Для этого нам предстоит обратиться как к доксографическим свидетельствам, так и к некоторым трактатам гиппократовского корпуса — «О древней медицине», «О священной болезни», «О благоприличном поведении». В статье рассматривается вопрос о том, что представляла собой медицина в Античности, по какой причине происходила институционализация медицинской профессии и можно ли провести четкие дисциплинарные границы между медициной и натурфилософией в тот период. Эти вопросы вписываются в общий круг рассуждений о соотношении религиозных и научных взглядов как в  философии Эмпедокла, так и в  упомянутых трактатах гиппократовского корпуса. Кроме того, в статье предпринимается попытка интерпретировать историю о чудесном воскрешении бездыханной при помощи обращения к современным исследованиям в области реаниматологии.

Ключевые слова:

Эмпедокл, античная медицина, трактаты гиппократовского корпуса, образ врача, магия, бездыханная

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Van der Eijk, Ph.J. (2005), Medicine and philosophy in classical antiquity. Doctors and philosophers on nature, health and disease, Cambridge University Press.

Longrigg, J. (1993), Greek rational medicine. Philosophy and medicine from Alcmaeon to the Alexandrians, London and New York: Routledge.

Frede, M. (1980), The original notion of cause, in: Schofield, M., Burnyeat, M. and Barnes, J. (eds), Doubt and Dogmatism. Studies in Hellenistic epistemology, Oxford University Press, pp. 217–249

Lloyd, G.E.R. (1963), Who Is Attacked in “On Ancient Medicine”? Phronesis, vol. 8 (2), pp. 108–126.

Гиппократ (1936), Избранные книги, т. I, пер. Руднев, В.И., ред., вступит. статьи и примеч. Карпов, В.П., М.: Государственное издательство биологической и медицинской литературы.

Wellmann, M. (1901), Fragmentsammlung der griechischen Ärzte, Bd. I.Berlin: Weidmannsche buchhandlung.

Jouanna, J. (1997), Hippocrates, Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.

Van der Eijk, Ph. J. (2000), Diocles of Carystus: a collection of the fragments with translation and commentary, Leiden: Brill.

Long, H. S. (1949), The Unity of Empedocles’ Thought, The American Journal of Philology, vol. 70 (2), pp. 142–158.

Гатри, У.К.Ч. (2017), История греческой философии: в 6 т., т. II: Досократовская традиция от Парменида до Демокрита, пер. с англ. под ред. Мочаловой, И.Н., СПб.: Владимир Даль.

Prier, R.A. (1976), Archaic Logic: Symbol and Structure in Heraclitus, Parmenides, and Empedocles, Paris: Mouton.

Laks, A. and Most, G.W. (eds) (2016), Early Greek philosophy. Western Greek thinkers, vol. V, pt. 2, Cambridge (MA) and London: Harvard University Press.

Афонасин, Е.В. (2018), Гераклид Понтийский. Фрагменты и свидетельства («О болезнях, или Бездыханная», Фр. 82–95 Schütrumpf), ΣΧΟΛΗ (Schole), vol. 12.2, с. 697–704.

Graham, D.W. (2010), The texts of early Greek philosophy. The complete fragments and selected testimonies of the major presocratics, pt. I, Cambridge University Press.

Воротынцев, С.И., Голдовский, Б.М., Поталов и др. (2011), Феномен Лазаря: ауторесусцитация после остановки сердца, Медицина неотложных состояний, № 3 (34), с. 130–136.

Кассирер, Э. (2001), Философия символических форм, т. 2: Мифологическое мышление, М., СПб.: Университетская книга.

Бородай, Т.Ю. (2008), Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона, М.: Савин С.А.

Галилей, Г. (1964), Диалог о двух системах мира, в: Галилей, Г.,Избранные труды, в 2 т., т. I, М.: Наука.


References

Van der Eijk, Ph.J. (2005), Medicine and philosophy in classical antiquity. Doctors and philosophers on nature, health and disease, Cambridge University Press.

Longrigg, J. (1993), Greek rational medicine. Philosophy and medicine from Alcmaeon to the Alexandrians, London and New York: Routledge.

Frede, M. (1980), The original notion of cause, in: Schofield, M., Burnyeat, M. and Barnes, J. (eds), Doubt and Dogmatism. Studies in Hellenistic epistemology, Oxford University Press, pp. 217–249.

Lloyd, G.E.R. (1963), Who Is Attacked in “On Ancient Medicine”? Phronesis, vol. 8 (2), pp. 108–126.

Hippocrates (1936), Selected Books, vol. I, transl. by Rudnev, V.I., ed., introductory articles and notes by Karpov, V.P., Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo biologicheskoi i meditsinskoi literatury Publ. (In Russian)

Wellmann, M. (1901), Fragmentsammlung der griechischen Ärzte, Bd. I. Berlin: Weidmannsche buchhandlung.

Jouanna, J. (1997), Hippocrates, Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.

Van der Eijk, Ph.J. (2000), Diocles of Carystus: a collection of the fragments with translation and commentary, Leiden: Brill.

Long, H. S. (1949), The Unity of Empedocles’ Thought, The American Journal of Philology, vol. 70 (2), pp. 142–158.

Guthrie W.K.Ch. (2017), A History of Greek Philosophy, vol. II: The Presocratic Tradition from Parmenides to Democritus, St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)

Prier, R.A. (1976), Archaic Logic: Symbol and Structure in Heraclitus, Parmenides, and Empedocles, Paris: Mouton.

Laks, A. and Most, G.W. (eds) (2016), Early Greek philosophy. Western Greek thinkers, vol. V, pt. 2, Cambridge (MA) and London: Harvard University Press.

Afonasin, E.V. (2018), Heraclides of Pontus. Fragments and Testimonies (“On Diseases, or Breathless,” Fr. 82–95 Schütrumpf), ΣΧΟΛΗ, vol. 12.2, pp. 697–704. (In Russian)

Graham, D.W. (2010), The texts of early Greek philosophy. The complete fragments and selected testimonies of the major presocratics, pt. I, Cambridge University Press.

Vorotyntsev, S.I., Goldovsky, B.M., Potalov, S.A. et al. (2011), Lazarus phenomenon: autoresuscitation after cardiac arrest, Meditsina neotlozhnykh sostoianii, no. 3 (34), pp. 130–136. (In Russian)

Cassirer, E. (2001), Philosophy of symbolic forms, vol. II: Mythological thinking, Moscow and St Petersburg: Universitetskaia kniga Publ. (In Russian)

Borodaj, T.Yu. (2008), The birth of the philosophical concept. God and matter in Plato’s dialogues, Moscow: Savin S.A.Publ. (In Russian)

Galilei, G. (1964), Dialogue Concerning the Two Chief World Systems, in: Galilei, G., Selected works, in 2 vols, vol. 1, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.10.2022

Как цитировать

Афонасина, А. С. (2022). Образ Эмпедокла в трактатах гиппократовского корпуса и интерпретация некоторых биографических сведений. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(3), 293–306. https://doi.org/10.21638/spbu17.2022.302