Религиозный опыт сквозь призму психоанализа: психолого-религиоведческий проект Ф. И. Ловцкой

Авторы

  • Давид Соломонович Дамте Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Россйская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.413

Аннотация

Статья посвящена одному из ранних опытов психоаналитической (фрейдистской) психологии религии, представленному Фанни Исааковной Ловцкой (1873–1965). Содержательному рассмотрению идей Ф. И. Ловцкой предшествует краткая характеристика историко-научного контекста, в котором они формировались: дается общее описание первых психоаналитических исследований религиозного опыта, среди которых выделяются две группы — в первой делается акцент на изучении документов и биографий мистиков (Э. Хичман, А. Килхольц и др.), во второй — на анализе современников — участников различных оккультных практик, людей, переживших внезапное обращение и  т. д. (Г. Фреймарк, М. Петерсен, Т. Райк и  др.). Далее представляются основные этапы научного пути Ф. И. Ловцкой и обстоятельства, при которых в середине 1920-х годов она обратилась к  исследованию личности А. Н. Шмидт  — русской женщины-мистика и религиозного мыслителя Серебряного века. Подробный анализ воззрений А. Н. Шмидт, проведенный Ф. И. Ловцкой, обнаруживает наиболее значимые черты психоаналитической интерпретации: внимание к деталям биографии, в особенности к детству, когда возникают внутренние травмы и конфликты, образующие почву для религиозных прозрений, и последовательное выведение из них специфических черт религиозности. Религиозный опыт в освещении психоанализа предстает как особенная часть человеческого опыта, подлежащая научно-психологическому изучению. В этом смысле исследование Ф. И. Ловцкой соотносится, в частности, с пионерской работой О. Пфистера. В завершение работы дается обобщенный взгляд на религиозный опыт в классическом (фрейдистском) психоанализе.

Ключевые слова:

психология религии, религиозный опыт, психоанализ, бессознательное, Ф. И. Ловцкая

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Джеймс, У. (1993), Многообразие религиозного опыта, М.: Наука.

Жане, П. (2009), Психический автоматизм, СПб.: Наука.

Флурнуа, Т. (1913), Принципы религиозной психологии, Киев: Издание Киевского религиознофилософского общества.

Pfister, O. (1910), Die Frömmigkeit des Grafen Ludwig von Zinzendorf. Ein psychoanalytischer Beitrag zur Kenntnis der religiösen Sublimierungsprozesse und zur Erklärung des Pietismus, Leipzig, Wien: Franz Deuticke.

Pfister, O. (1911), Hysterie und Mystik bei Margaretha Ebner, Zentralblatt für Psychoanalyse, Bd. 1, S. 468–485.

Pfister, O. (1912), Zur Psychologie des hysterischen Madonnenkultus, Zeitschrift für Religionspsychologie, Bd. 5, S. 263–271.

Pfister, O. (1912), Die psychologische Enträtselung der religiöse Glossolalie und der automatischen Kryptographie, Leipzig: Frank Deuticke.

Hitschmann, E. (1912), Swedenborgs Paranoia, Zentralblatt für Psychoanalyse, Bd. 3, Nr. 1, S. 32–37.

Schroeder, T. (1914), Die gekreuzigte Heilige von Wildisbuch, Zentralblatt für Psychoanalyse und Psychotherapie, Bd. 4, Nr. 9/10, S. 464–472.

Riklin, F. (1914), Franz von Assisi, Wissen und Leben, Bd. 8, S. 45–59.

Keilholz, A. (1919), Jakob Boehme. Ein pathographischer Beitrag zur Psychologie der Mystik, Leipzig, Wien: Franz Deuticke.

Freimark, H. (1914), Mediumistische Kunst, Leipzig: Verlag von Wilhelm Heims.

Petersen, M. (1913), Telepatische Traum, Zentralblatt für Psychoanalyse und Psychotherapie, Bd. 4, Nr. 1/2, S. 84.

Reik, T. (1914), Ein Fall von “plötzlicher Überzeugung”, Internationale Zeitschrift für Ärztliche Psychoanalyse, Bd. 2, Nr. 2, S. 152–159.

Silberer, H. (1914), Mystik und ihre Symbolik, Leipzig-Wien: Hugo Heller.

Pfister, O. (1922), Die Religionspsychologie am Scheidewege, Imago, Bd. 8, Nr. 3, S. 368–400.

Kolnai, A. (1921), Über das Mystische, Imago, Bd. 7, Nr. 1, S. 40–70.

Reik, T. (1927), Dogma und Zwangsidee. Eine psychoanalytische Studie zur Entwicklung der Religion, Leipzig-Wien-Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag.

Баранова-Шестова, Н.Л. (1983), Жизнь Льва Шестова, в 2 т., Paris: La Presse Libre.

Richebächer, S. (2009), Sabina Spielrein. Un penseur moderne, Le Coq-héron, vol. 197, no. 2. pp. 19–31.

Freud, S. et Eitingon, M. (2009), Correspondance. 1906–1939, Paris: Hachette Littératures.

Хазан, В.и Ильина, Е. (сост.), (2014), Исцеление для неисцелимых: Эпистолярный диалог Льва Шестова и Макса Эйтингона, М.: Водолей.

Lowtzky, F. (1935), Soren Kierkegaard. Das subjektive Erlebnis und die religiöse Offenbarung. Eine psychoanalytische Studie einer Fast-Selbstanalyse, Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag.

Lowtzky, F. (1934), L’opposition du surmoi à la guérison, Revue française de psychanalyse, vol. 7, no. 2, pp. 197–216.

Bakman, N. (2020), Fanny Lowtzky. Pionierin der psychoanalytischen Pädagogik in Palästina und Israel, Luzifer-Amor, Bd. 33, Nr. 65, S. 113–129.

Гумбель, Э. (1998), Психоанализ в Израиле, в: Боковикова, А.М. (ред.), Энциклопедия глубинной психологии, т. 3, М.: Когито-Центр; MGM, с. 674–687.

Брандт, М. (2012), Первое десятилетие Палестинского института психоанализа (Институт Макса Эйтингона). 1934–1944, Ижевск: ERGO.

Lowtzky, F. (1927), Bedeutung der Libidoschicksale für die Entwicklung der religiösen Ideen («Das dritte Testament» von Anna Nikolajewna Schmidt), Imago, Bd. 13, Nr. 1, S. 83–121.

Козырев, А.П. (2000), Нижегородская сивилла, История философии, № 6, с. 62–84.

Из рукописей Анны Николаевны Шмидт. С письмами к ней Вл.Соловьева (1916), М.: Путь.

Фрейд, З. (1989), Введение в психоанализ: Лекции, М.: Наука.

Фрейд, З. (2006), Заметки об одном случае паранойи (dementia paranoides), описанном в автобиографии, в: Фрейд, З., Собрание сочинений: в 26 т., т. 3, СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, с. 72–145.

Pfister, O. (1924), Psychoanalytische Methode, Leipzig: Julius Klinkhardt.

Swisher, W. S. (1920), Religion and the New Psychology. A Psycho-analytic Study of Religion, Boston: Marshall Jones Company.

Lowtzky, F. (1926), Eine okkultische Bestätigung der Psychoanalyse, Imago, Bd. XII, Nr. 1, S. 70–87.


References

James, W. (1993), The varieties of religious experience, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Janet, P. (2009), Psychic automatism, St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)

Flournoy, T. (1913), Principles of religious psychology, Kiev: Izdanie Kievskogo religiozno-filosofskogo obshchestva Publ. (In Russian)

Pfister, O. (1910), Die Frömmigkeit des Grafen Ludwig von Zinzendorf. Ein psychoanalytischer Beitrag zur Kenntnis der religiösen Sublimierungsprozesse und zur Erklärung des Pietismus, Leipzig, Wien: Franz Deuticke.

Pfister, O. (1911), Hysterie und Mystik bei Margaretha Ebner, Zentralblatt für Psychoanalyse, Bd. 1, S. 468–485.

Pfister, O. (1912), Zur Psychologie des hysterischen Madonnenkultus, Zeitschrift für Religionspsychologie, Bd. 5, S. 263–271.

Pfister, O. (1912), Die psychologische Enträtselung der religiöse Glossolalie und der automatischen Kryptographie, Leipzig: Frank Deuticke.

Hitschmann, E. (1912), Swedenborgs Paranoia, Zentralblatt für Psychoanalyse, Bd. 3, Nr. 1, S. 32–37.

Schroeder, T. (1914), Die gekreuzigte Heilige von Wildisbuch, Zentralblatt für Psychoanalyse und Psychotherapie, Bd. 4, Nr. 9/10, S. 464–472.

Riklin, F. (1914), Franz von Assisi, Wissen und Leben, Bd. 8, S. 45–59.

Keilholz, A. (1919), Jakob Boehme. Ein pathographischer Beitrag zur Psychologie der Mystik, Leipzig, Wien: Franz Deuticke.

Freimark, H. (1914), Mediumistische Kunst, Leipzig: Verlag von Wilhelm Heims.

Petersen, M. (1913), Telepatische Traum, Zentralblatt für Psychoanalyse und Psychotherapie, Bd. 4, Nr. 1/2, S. 84.

Reik, T. (1914), Ein Fall von “plötzlicher Überzeugung”, Internationale Zeitschrift für Ärztliche Psychoanalyse, Bd. 2, Nr. 2, S. 152–159.

Silberer, H. (1914), Mystik und ihre Symbolik, Leipzig-Wien: Hugo Heller.

Pfister, O. (1922), Die Religionspsychologie am Scheidewege, Imago, Bd. 8, Nr. 3, S. 368–400.

Kolnai, A. (1921), Über das Mystische, Imago, Bd. 7, Nr. 1, S. 40–70.

Reik, T. (1927), Dogma und Zwangsidee. Eine psychoanalytische Studie zur Entwicklung der Religion, Leipzig-Wien-Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag.

Baranova-Shestova, N.L. (1983), The Life of Lev Shestov, 2 vols, Paris: La Presse Libre. (In Russian)

Richebächer, S. (2009), Sabina Spielrein. Un penseur moderne, Le Coq-héron, vol. 197, no. 2. pp. 19–31.

Freud, S. et Eitingon, M. (2009), Correspondance. 1906–1939, Paris: Hachette Littératures.

Khazan, V. and Il’ina, E. (eds), (2014), Healing for the Unhealable: An Epistolary Dialogue between Lev Shestov and Max Eitingon, Moscow: Vodolei Publ. (In Russian)

Lowtzky, F. (1935), Soren Kierkegaard. Das subjektive Erlebnis und die religiöse Offenbarung. Eine psychoanalytische Studie einer Fast-Selbstanalyse, Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag.

Lowtzky, F. (1934), L’opposition du surmoi à la guérison, Revue française de psychanalyse, vol. 7, no. 2, pp. 197–216.

Bakman, N. (2020), Fanny Lowtzky. Pionierin der psychoanalytischen Pädagogik in Palästina und Israel, Luzifer-Amor, Bd. 33, Nr. 65, S. 113–129.

Gumbel, E. (1998), Psychoanalysis in Israel, in: Bokovikova, A.M. (ed.), Entsiklopediia glubinnoi psikhologii, vol. 3, Moscow: Kogito-Tsentr Publ.; MGM Publ., pp. 674–687. (In Russian)

Brandt, M. (2012), The first decade of the Palestine Institute for Psychoanalysis (Max Eitingon Institute). 1934–1944, Izhevsk: ERGO Publ. (In Russian)

Lowtzky, F. (1927), Bedeutung der Libidoschicksale für die Entwicklung der religiösen Ideen («Das dritte Testament» von Anna Nikolajewna Schmidt), Imago, Bd. 13, Nr. 1, S. 83–121.

Kozyrev, A.P. (2000), Nizhny Novgorod Sivilla, Istoriia filosofii, no. 6, pp. 62–84. (In Russian)

From the manuscripts of Anna Nikolaevna Schmidt. With letters to her by V. Solovyov (1916), Moscow: Put’ Publ. (In Russian)

Freud, S. (1989), Introduction to Psychoanalysis: Lectures, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Freud, S. (2006), Psychoanalytic Notes on an Autobiographical Account of a Case of Paranoia (dementia paranoides), in: Freid, S., Sobranie sochinenii, in 26 vols, vol. 3, St. Petersburg: Vostochno-Evropeiskii institut psikhoanaliza Publ., pp. 72–145. (In Russian)

Pfister, O. (1924), Psychoanalytische Methode, Leipzig: Julius Klinkhardt.

Swisher, W. S. (1920), Religion and the New Psychology. A Psycho-analytic Study of Religion, Boston: Marshall Jones Company.

Lowtzky, F. (1926), Eine okkultische Bestätigung der Psychoanalyse, Imago, Bd. XII, Nr. 1, S. 70–87.

Загрузки

Опубликован

31.12.2024

Как цитировать

Дамте, Д. С. (2024). Религиозный опыт сквозь призму психоанализа: психолого-религиоведческий проект Ф. И. Ловцкой. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(4), 727–736. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.413