Одиссей и финикийская сказка
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.208Аннотация
Вопрос об авторстве двух гомеровских эпосов — принадлежит ли Гомеру только один из них или оба — был трудным для ученых с момента начала их критического литературного исследования. Отличающаяся воинственным духом, но в меньшей степени психологизированная и таинственная «Илиада», безусловно, была более популярной поэмой в древности. И хотя позднее в «Энеиде» Вергилий сумел тенденциозно объединить историю о воинской доблести с сюжетом возвращения на родину, перед читателем предстал воспетый римским поэтом воин — человек оружия, а не человек многих путей и уловок. Автор статьи утверждает, что Одиссея с его гибкостью и приспособляемостью к обстоятельствам можно сравнить с ханаанским (финикийским) купцом-путешественником. Одиссей — «бескорыстный космополит» своей бесконечно удаленной от нас эпохи — резонирует затруднительному положению отчуждения современного человека и психологической глубине современной литературной чувствительности гораздо больше, чем воинственный, откровенный, ограниченный Ахиллес или Эней. В статье выдвигается гипотеза о том, что «Одиссея» Гомера использует топос человека, странствующего в поисках потерянных членов своей семьи, причем путешествие завершается счастливым концом. Этот топос, по-видимому, был особенно популярен на протяжении многих веков у финикийцев и карфагенян. Автор утверждает, что за именем Менехма — персонажа основанной на этом топосе пьесы Плавта «Два Менехма», пуническая постановка которой могла быть осуществлена в Кварте Хадаште (в новом городе, т. е. в Карфагене) в северо-западном семитском переводе, — с очевидностью просматривается очень распространенное еврейское имя Менахем. Опираясь на обширный сравнительно-лингвистический материал, автор отмечает повторяемость топов (общих мест) данного сюжета, использовавшихся в религиозной пропаганде иудео-христиан в частности в «Псевдо-Клементинах» — апокрифических текстах, в которых описывается морское путешествие обращенного язычника (предположительно, св. Климента Римского) с ап. Петром.
Ключевые слова:
язычество, христианство, топос, человек, культура, сказка, литература
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.