«Cвет» разума в философско-теологическом учении ал-Газали в соотнесении с византийской мистикой света

Авторы

  • Нур Серикович Кирабаев Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 https://orcid.org/0000-0002-0192-6337

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.401

Аннотация

В статье отмечается, что именно с философии Нового времени рациональность стала основываться только на внешней логике, лишенной ценностных смыслов и человеческих измерений. Вместе с тем и в античной, и в средневековой философии понятие разума рассматривалось как состоящее из  чувственных, дискурсивных и  моральных составляющих. Автор рассматривает принципы рационализации в философской «теологии» ал-Газали (1058–1111), которые лежат в основе понимания и познания Абсолюта как целого — Единого, Вечного, равного самому себе, мыслимого и воспринимаемого вне человеческого времени и пространства. Несмотря на непознаваемость Абсолюта, движение к нему как к Истине происходит в рамках представлений о «совершенном человеке» (ал-инсан ал-камал) в эпистемологии, этике и психологии. В учении ал-Газали о практическом разуме осуществляется единство знания и действия, логики и морали, сущего и  должного. Подчеркивается этическая значимость этих понятий. Показано, что ал-Газали находил неадекватным решение восточными перипатетиками ал-Фараби и Ибн Синой вопросов о соотношении теоретического и практического разума, а также о сфере компетенции разума в проблемах этики и религии. Несмотря на различные дискурсы знания в исламе и христианстве и отсутствие термина «мистика» в мусульманской традиции, по смысловому содержанию феномен мистицизма есть в  обоих философско-теологических традициях. Поэтому для более ясного понимания смысла «света» разума ал-Газали в  статье представлена также средневековая византийская мистическая традиция постижения Творца посредством Божественного света, которая имеет черты сходства с познанием Абсолюта в суфизме ал-Газали. Раскрывается концепция Симеона Нового Богослова о стремлении к абсолютному знанию в процессе самосовершенствования человека и достижения им высшего духовного состояния единства с Богом в восприятии Божественного света. В этом плане понимание человека Симеоном сопоставимо с концептом «совершенного человека» aл-Газали.

Ключевые слова:

ал-Газали, разум, классификация разума, теоретический разум, практический разум, разум и познание, знание и действие, логика и мораль, сущее и должное, византийская философия, Симеон Новый Богослов, нетварный свет

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Сагадеев, А.В. (1978), «Знание» и познавательное отношение к действительности в средневековой мусульманской культуре, в: Роузентал, Ф., Торжество знания , М.: Наука, с. 3–18.

Роузентал, Ф. (1978), Торжество знания, М.: Наука.

Абу Хамид Мухаммед аль-Газали ат-Туси (2011), Возрождение религиозных наук, в 10 т., т. 1, Махачкала: Нуруль Иршад.

[Ал-Газали (б. г.), Возрождение религиозных наук, т. 1, Бейрут: Ал-Маарифа].

Аль-Джанаби, М.М. (2018), Суфийский теолого-философский синтез аль-Газали, М.: Российский университет дружбы народов.

Kirabaev, N. S. and Al-Janabi, M.M. (2014), About the classification of Science: Aristotle, EasternPeripatetics, and al-Ghazali, in: Stepanyants, M. (eds), Philosophy and Scince in Cultures: East and West/ Russian Philosophical Studies, XIII, Washington: CUA, pp. 289–295.

[Ал-Газали (б.г.), Избранное в изучении основ фикха, т. 1. Египет: Болаг].

Кирабаев, Н.С.и Аль-Джанаби, М.М. (2015), Разум и вера в религиозной философии ал-Газали, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия, № 4, с. 37–49.

Аль-Джанаби, М.М. (2019), Исламская цивилизация и философская культура, М.: Российский университет дружбы народов.

[Ал-Газали (1986), Мерило действия, Бейрут].

Ал-Газали (2010), Избавляющий от заблуждения, в: Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева, т. 3, М.: Марджани.

[Ал-Газали (1951), О, дитя!, Бейрут].

Симеон Новый Богослов (1993), Божественные гимны, в: Симеон Новый Богослов, Творения, в 3 т., т. 3, Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.


References

Sagadeev, A.V. (1978), “Knowledge” and cognitive attitudes toward reality in medieval Muslim culture, in: Rosenthal, F., The Triumph of Knowledge, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Rosenthal, F. (1978), The Triumph of Knowledge, Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Abu Hamid Muhammed al-Gazali at-Tusi (2011), The Revival of the Religious Sciences, in 10 vols, vol. 1, Mahachkala: Nurul Irshad Publ. (In Russian)

Al-Ghazali (n. d.b.), The Revival of the Religious Sciences, vol. 1, Bejrut: Al-Maarifa Publ. (In Arabic)

Al-Janabi, M.M. (2018), Sufi theological and philosophical synthesis of al-Ghazali, Moscow: Rossiiskii universitet druzhby narodov Publ. (In Russian)

Kirabaev, N. S. and Al-Janabi, M.M. (2014), About the classification of Science: Aristotle, Eastern Peripatetics, and al-Ghazali, in: Stepanyants, M. (ed.), Philosophy and Scince in Cultures: East and West / Russian Philosophical Studies, XIII, Washington: CUA Publ., pp. 289–295.

Al-Ghazali (n. d.b.), Selected Works in the Study of the Fundamentals of Fiqh, vol. 1, Egypt: Bolag. (In Arabic)

Kirabaev, N. S., Al-Janabi, M.M. (2015), Reason and faith in the religious philosophy of al-Ghazali, RUDN Journal of Philosophy, no. 4, pp. 37–49. (In Russian)

Al-Janabi, M.M. (2019), Islamic civilization and philosophical culture, Moscow: Rossiiskii universitet druzhby narodov Publ. (In Russian)

Al-Ghazali (1986), Measure of Action, Bejrut. (In Arabic)

Al-Gazali (2010), Deliverance from Error, in: Medieval Arab-Muslim Philosophy in Sagadeev’s Translations, vol. 3, Moscow: Mardzhani Publ. (In Russian)

Al-Ghazali (1951), Oh, child!, Bejrut. (In Arabic)

Symeon the New Theologian (1993), Hymns of Divine Eros, in: Writings of Symeon the New Theologian, in 3 vols, vol. 3, Sergiev Posad: Tipografiia Sviato-Troitskoi Sergievoi Lavry Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2024

Как цитировать

Кирабаев, Н. С. (2024). «Cвет» разума в философско-теологическом учении ал-Газали в соотнесении с византийской мистикой света. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(4), 568–581. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.401