РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ В МОДЕЛЯХ И ПОДХОДАХ

  • Александра Олеговна Блинкова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Статья представляет собой краткий обзор основных моделей и подходов к религиозному образованию, существующих на данный момент в европейских странах. Несмотря на то что не создано единой европейской модели религиозного образования, можно говорить об общеевропейских тенденциях в религиозном образовании и его характерных особенностях. В статье рассматривается религиозное образование с позиций эксклюзивизма, инклюзи- визма и плюрализма как основных моделей отношения к религиозному многообразию. Затем автор обращается к наиболее распространенной типологии подходов к религиозному образо- ванию, разделяющей его на конфессиональное и неконфессиональное, в основе которой ле- жит вопрос ответственности за религиозное образование. Далее приводится классификация религиозного образования М. Гриммитта, выделяющая образование «в» религии, «о» религии и «из» религии с точки зрения цели, которую тот или иной подход к религиозному образова- нию преследует. Завершает обзор типология религиозного образования В. Альбертс, которая предлагает выделять сепаративное и интегративное религиозное образование в зависимости от способа организации уроков. В результате анализа существующих моделей и подходов к религиозному образованию автор подчеркивает их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также на конкретных при- мерах показывает, что в связи с историческими, политическими, культурными и религиозны- ми особенностями в каждой европейской стране сложилась уникальная система религиозного образования. Однако, несмотря на различия религиозного образования в европейских госу- дарствах, очевидной общей тенденцией является переход от конфессионального религиозного образования к неконфессиональному, а также придание особого значения целям либерального образования, основывающегося на демократических ценностях и правах человека, в контексте религиозного образования. Библиогр. 26 назв.

Ключевые слова:

религиозное образование в Европе, модели и подходы к религиозному образованию

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Schreiner P. Religious Education in Europe. Lecture at the university of Oslo September 8 2005. 15 p.

Wiele J. van. Inclusivist or Ecxlusivist? Th e Image of Islam Portrayed in Belgian School Textbooks on Religion Used in Primary and Secondary Education (1886–1961). Journal of Empirical Th eology2003 vol. 16 no. 1. 33 p.

Knitter P. One Earth Many Religions: Multifaith Dialogue and Global Responsibility. New York Orbis Books Publ. 1995. 27 p.

Hobson P. Edwards J. Religious Education in a Pluralist Society: Th e Key Philosophical Issues. London Portland OR Woburn Press 1999. 184 p.

Jackson R. Rethinking Religious Education and Plurality: Issues in Diversity and Pedagogy. London New York RoutledgeFalmer Publ.2004 p. 2.

Sterkens C. Interreligious Learning: Th e Problem of Interreligious Dialogue in Primary Education. Leiden Brill Publ.2001 p. 49.

Cush D. A Suggested Typology of Positions on Religious Diversity. Journal of Beliefs & Values1994 vol. 15 no. 2 pp. 18–21.

Hick J. Th e Next Step beyond Dialogue. Th e Myth of Religious Superiority: Multifaith Explorations of Religious Pluralism. Ed. by P. Knitter. New Yorkm Orbis Books Publ.2005 p. 7.

Rahner K. Th eological Investigations. Vol. 5. London Darton Longman & Todd 1969. 131 p.

De Cea A. V. A Cross-cultural and Buddhist-Friendly Interpretation of the Typology Exclusivism- Inclusivism-Pluralism. Sophia2011 vol. 50 pp. 453–480.

Hick J. An Interpretation of Religion. London Macmillan Publ. 1989. 33 p.

Wright A. Religious Education in the Secondary School. London David Fulton Publ. 1993. 64 p.

Willaime J.-P. Diff erent Models for Religion and Education in Europe. Religion and Education in Europe: Developments Contexts and Debates. Eds R. Jackson S. Miedema W. Weisse J.-P. Willaime. Münster Waxmann2007 pp. 57–66.

Vermeer P. Religious Indiff erence and Religious Education in the Netherlands: A Tension unfolds. Th eo Web. Zeitschrift für Religionspädagogik2013 vol. 12 no. 1. 87 p.

Kozyrev F. Changing Perspective in RE: From Religious Tradition to Religious Culture. Presentation given at Finnish Baltic Initiative (FBI) conference in developing Teacher Training for Religious Education. Riga Latvia October 25 2007.

Grimmitt M. Religious Education and Human Development: Th e Relationship Between Studying Religions and Personal Social and Moral Education. Great Wakering McCrimmons Publ. 1987.

Wardekker W. L. Miedema S. Identity Cultural Change and Religious Education. British Journal of Religious Education2001 vol. 23 no. 2 80 p.

Miedema S. Contexts Debates and Perspectives of Religion in Education in Europe: A Comparative Analysis. Religion and Education in Europe: Developments Contexts and Debates. Eds R. Jackson S. Miedema W. Weisse J.-P. Willaime. Münster Waxmann Publ. 2007. 269 p.

Lgr 11. Curriculum for the compulsory school preschool class and the leisure-time centre. Skolverket 2011. 176 p.

Berglund J. Teaching Islam: Islamic Religious Education in Sweden. Münster Waxmann 2010. 21 p.

Curriculum Framework for Religious Education in England. Th e Religious Education Council of England and Wales 2013. 11 p.

Jensen T. Kjeldsen K. RE in Denmark — Political and Professional Discourses and Debates Past and Present. Temenos2013 vol. 49 no. 2 190 p.

Alberts W. Intergrative Religious Education in Europe: A Study-of-Religions Approach. Berlin De Gruyter Publ. 2007.

Alberts W. Didactics of the Study of Religions. Numen2008 vol. 55 no. 2/3. 305 p.

Vermeer P. Religion Topic or Subject? On the Place of Religion in the School’s Curriculum. REA Annual Meeting November 8–10 2013.

Spinder H. Th e Netherlands. Religious Education in Europe: A Collection of Basic Information about RE in European Countries. Ed. by P. Schreiner. Münster Comenius Institut Publ. 2000. 120 p.
Опубликован
2018-10-08
Как цитировать
Блинкова, А. (2018). РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ В МОДЕЛЯХ И ПОДХОДАХ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 32(4), 120-126. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2016.413