КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ: ОТ АБСОЛЮТИЗМА К ЛОКАЛЬНЫМ СИСТЕМАМ1

  • Сергей Михайлович Левин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 190008, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатни- ков, 16;

Аннотация

В статье обсуждаются причины возникновения и сохранения морального абсолютизма как влиятельной этической и метаэтической теории. Утверждается, что упрощение моральной про- блематики тесно связано с её индивидуалисткой интерпретацией, означающей, что этический выбор субъекта не может быть проанализирован в отрыве от социального и естественноисто- рического контекста. В качестве способа преодоления абсолютизма предлагается концепция локальных моральных систем, заключающаяся в том, что не существует морали как единой сущности, есть лишь поток параллельных и не всегда коррелирующих между собой процессов, направленных на формирование разноуровневых социобиологических регулятивов поведения членов некоторой группы индивидуумов относительно существенных интересов друг друга и тех, чьё благополучие зависит от их деятельности.

Ключевые слова:

моральный абсолютизм, эволюция, метаэтика, интерсубъективность

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Wolf S. Morality and the View from Here // Th e Journal of Ethics. 1999. Vol. 3 No 3. Р. 203–223.

Jenkins I. Th e Dimensions of Morality // Th e Review of Metaphysics. 1951. Vol. 5 No 2. Р. 181–198.

Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М: Мысль 1996. 829+ 829 с.

Максимов Л. В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. М.: Филос. общ-во СССР 1991. 136 с.

Разин А. В. Способы обоснования морали // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. 1999. Т. 3 № 1. С. 15–41.

Foot Ph. Th e Problem of Abortion and the Doctrine of the Double Eff ect in Virtues and Vices // Oxford Review. 1967. No 5. P. 5–15.

Bloch M. Th e Moral and Tactical Meaning of Kinship Terms // Man. New Series. 1971. Vol. 6 No 1.Р. 79–87.

Максимов Л. В. К проблеме определения морали // Этическая мысль. 2002. № 3. С. 61–74.

Разеев Д. Н. Телеология Иммануила Канта. СПб.: Наука 2010. 312 с.

Krebs D. L. Th e Origins of Morality: An Evolutionary Account. New York: Oxford University Press 2011. 320 р.36

Апресян Р. Г. Понятие общественной морали // Вопросы философии. 2006. № 5. С. 3–17.

Мастеров Д. В. Различие морали и нравственности: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9. С. 32–34.

Слинин Я. А. Феноменология интерсубъективности. СПб.: Наука 2004. 356 с.

Parfi t D. Reasons and Persons. Oxford: Clarendon Press 1984. 560 р.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука 2006. 380 с.

Липский Б. И. Интенциональный мир как основа коммуникации // Рациональность и Свобо- да: в 2 т. Т. 2. СПб.: Изд-во СПбГУ 2006. 290 с.

Рорти Р. Справедливость как более широкая лояльность // Логос. 2007. № 62. С. 54–69.
Опубликован
2018-12-01
Как цитировать
Левин, С. (2018). КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ: ОТ АБСОЛЮТИЗМА К ЛОКАЛЬНЫМ СИСТЕМАМ1. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 30(1), 27-36. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3070