ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

  • Кирилл Владимирович Лощевский Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье рассматриваются гносеологические, социально-политические и антропологические мотивы, повлиявшие на формирование и развитие концепции воспитания в философии Просвещения. Устанавливается связь между воспитательным процессом как преобразованием «естественного человека» в гражданина, способного пользоваться собственным разумом, и переходом от естественного состояния к гражданскому обществу как ключевым сюжетом большинства новоевропейских теорий возникновения политически организованного общества. В этом контексте анализируются педагогические концепции Дж. Локка и К. А. Гельвеция. Локк, идеолог либерального государства, в вопросах воспитания настаивает на необходимости авторитарного и даже репрессивного образа действий. Тем не менее у Локка определенная автономность и спонтанность субъекта, обеспечиваемая внутренним опытом, гарантирует автономность и значимость собственно воспитательного процесса; Гельвеций же, полностью сводя субъект к сумме его внешнего опыта, видит решающий воспитательный фактор прежде всего в общесоциальных процессах, инициируемых и развиваемых политическими решени- ями верховной власти.

Ключевые слова:

Просвещение, воспитание, естественное состояние, право, общественный договор, свобода, власть

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература / References


Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. Т. 1. М.: Издательская фирма АО Kami 1994. 584 с.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: в 3 кн. Кн. 3. СПб.: Наука 1994. 582 с.

Локк Дж. Сочинения: в 3 т. М.: Мысль 1985–1988. Т. 1. 1985. 622 с.; Т. 3. 1988. 669 с.

Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М.: Издательство политической литературы 1991. 431 с.

Гельвеций К. А. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М. 1974. 687 с.
Опубликован
2018-12-10
Как цитировать
Лощевский, К. (2018). ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 29(2), 38-43. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3211