ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются гносеологические, социально-политические и антропологические мотивы, повлиявшие на формирование и развитие концепции воспитания в философии Просвещения. Устанавливается связь между воспитательным процессом как преобразованием «естественного человека» в гражданина, способного пользоваться собственным разумом, и переходом от естественного состояния к гражданскому обществу как ключевым сюжетом большинства новоевропейских теорий возникновения политически организованного общества. В этом контексте анализируются педагогические концепции Дж. Локка и К. А. Гельвеция. Локк, идеолог либерального государства, в вопросах воспитания настаивает на необходимости авторитарного и даже репрессивного образа действий. Тем не менее у Локка определенная автономность и спонтанность субъекта, обеспечиваемая внутренним опытом, гарантирует автономность и значимость собственно воспитательного процесса; Гельвеций же, полностью сводя субъект к сумме его внешнего опыта, видит решающий воспитательный фактор прежде всего в общесоциальных процессах, инициируемых и развиваемых политическими решени- ями верховной власти.
Ключевые слова:
Просвещение, воспитание, естественное состояние, право, общественный договор, свобода, власть
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.