ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ ДЖ. ДЬЮИ: PAIDEIA ПО-АМЕРИКАНСКИ
Аннотация
Прагматизм Джона Дьюи представлен в статье как целостная философская позиция в противо- положность пониманию его как обыденного утилитаризма. Основные идеи философии образования Дьюи исследуются в рамках его отношения к традиции новоевропейской философии (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Автором проанализирована оппозиция «формального образования» как особой системы целей и ситуаций и опыта социальной жизни. Подчеркивается, что задача демократической школы состоит в создании упрощенной социальной среды. Подробно рассматриваются наиболее важные инструменты в философии образования Дьюи: опыт, интерес, дисциплина и игра. В заключение автор обнаруживает точки соприкосновения либеральной концепции образования Дж. Дьюи с философскими идеями эпохи гуманизма об идеальном, доблестном и проактивном человеке (Л. Бруни, Дж. Вико, Н. Макиавелли) и античной пайдейей (Платон и Аристотель).
Ключевые слова:
инструментализм, прагматизм, философия образования, новоевропейская философия, античная философия, пайдейя, развитие, образование, демократия, опыт
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.