ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ И.-В. ГЁТЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ*
Аннотация
В статье анализируется положение И.-В. Гёте о необходимости обновления методологии научного познания природы путем использования художественного опыта осмысления мира, на путях взаимодействия науки и искусства в целостном постижении природы, человека, культуры. Анализ воззрений Гёте ведется в контексте сопоставления их с философскими системами Канта и Лейбница, на которые прежде всего опирался поэт и ученый в формировании собственной позиции. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что философия природы Гёте представляет собой оригинальный синтез идей, выходящий за пределы субъективного и объективного идеализма, автономный по отношению к религии и ориентированный на конкретизацию научного познания. Философская методология Гёте ставит задачу изучения предметов окружающего мира в единстве общего и индивидуального, идеального и материального — как совокупности индивидуальностей. Существо своего метода Гёте определяет как интеллектуальное созерцание, и его характеристики позволяют увидеть в нем прообраз герменевтики, которая на рубеже XX–XXI вв. приобретает всё большее значение для познания не только человека и культуры, но и для природы, являя собой пример исследования для экологической эстетики.
Ключевые слова:
природа, наука, методология, искусство, человек, индивидуальность, свобода, мораль, религия, мироздание, культура, творчество
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.