МАТЕМАТИЧЕСКИЙ «ПОЙЭСИС»: СТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

Авторы

  • Андрей Михайлович Толстенко Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье поднимается вопрос о том, каким образом следует анализировать математический «пойэсис» Николая Кузанского. Опираясь на закрепившийся в древнегреческой философии смысл «пойэсиса» как выведения к бытию, проявления, автор демонстрирует точки пересечения поэтического и математического. В XV в. стремление к автономному исследованию и свободному поиску истины было связано с задачей обоснования нового типа знания. Одним из первых Н. Кузанский использовал математический «пойэсис» для понимания Бога и мира как единообразно функционирующей природы. Положение о том, что Бог есть свернутое средоточие всего сущего, в котором объединены какие угодно противоположности, является первым шагом к построению новой космологической теории, осуществляющей радикальную критику схоластической доктрины знания.

Ключевые слова:

Ренессанс, платонизм, математический «поэйсис», бытие, Бог, «бесконечное» мышление, перспективно-конструктивный разум

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. 1990. 543 с.

Хайдеггер М. Разъяснения к поэзии Гёльдерлина / пер. с нем. Г. Б. Ноткина. СПб. 2003. 320 с.

Platonis Opera / Recogn. brevique adnotatione critica instruxit I. Barnet. Vol. 1–5. Oxonii 1900–1907. Vol. 2. 410 p.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М. 1978. 623 с.

Катасонов В. Н. Концепция актуальной бесконечности как «научная икона» божества // Наука философия — религия: в поисках общего знаменателя. М. 2003. 284 с.

Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. / пер. с англ. и подгот. текста В. В. Целищева. Новосибирск 1997. 815 с.

Лавджой А. Великая цепь бытия. История идеи / пер. с англ. В. Софронова-Антомони. М. 2001. 376 с.

Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4 т. М. 1976–1983. Т. 1. С. 63–367.

Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. / пер. с лат. А. Ф. Лосева В. В. Бибихина Ю. А. Шичалина. М. 1979–1980. Т. 1. 488 с.; Т. 2. 471 с.

Сергеев К. А. Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука нового времени. Л.: ЛГУ 1987. 169 с. 60

Хайдеггер М. Европейский нигилизм / пер. с нем. В. В. Бибихина // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М. 1993. 447 с.

Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / пер. с нем. М. И. Левиной. М.; Иерусалим 2000. 464 с.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. П. Визгина Н. С. Автономовой. СПб. 1994. 405 с.

Бруно Д. О бесконечности вселенной и мирах / пер. с лат. А. И. Рубина // Бруно Д. Диалоги. М. 1949. 552 с.

Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека / пер. с лат. Л. М. Брагиной // Эстетика Ренессанса. Антология: в 2 т. М. 1981. Т. 1. С. 248–305.

Алымова Е. В. Esse-posse и virtus свободного мудреца // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Научный журнал. Серия: Философия. 2009. № 3 Т. 2. С. 17–25.

Панофски Э. IDEA: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / пер. с нем. Ю. Н. Попова. СПб. 1999. 237 с.

References

Bakhtin M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaia kul’tura srednevekov’ia i Renessansa (Creativity Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance). Moscow 1990. 543 p.

Khaidegger M. Raz”iasneniia k poezii Gel’derlina (Elucidations of Hölderlin’s Poetry). Per. s nem. G.B.Notkina. St Petersburg 2003. 320 p.

Platonis Opera / Recogn. brevique adnotatione critica instruxit I.Barnet. Vol.1–5. Oxonii 1900–1907. Vol.2. 410 p.

Losev A.F. Estetika Vozrozhdeniia (The aesthetics of the Renaissance). Moscow 1978. 623 p.

Katasonov V.N. Kontseptsiia aktual’noi beskonechnosti kak «nauchnaia ikona» bozhestva (The concept of actual infi nity as “scientifi c icon” deity). in: Science — Philosophy — Religion: In Search of a common denominator. Moscow 2003. 284 p.

Rassel B. Istoriia zapadnoi filosofii (History of Western Philosophy): v 3 kn. Per. s angl. i podgot. teksta V.V.Tselishcheva. Novosibirsk 1997. 815 p.

Lavdzhoi A. Velikaia tsep’ bytiia. Istoriia idei (Great Chain of Being. History of the Idea). Per. s angl. V.Sofronova- Antomoni. Moscow 2001. 376 p.

Aristotel’. Sochineniia (Compositions): v 4 t. Moscow 1976–1983. T.1 pp.63–367.

Nikolai Kuzanskii. Sochineniia (Compositions): v 2 t. Per. s lat. A.F.Loseva V.V.Bibihina Iu.A.Shichalina. Moscow 1979–1980. T.1. 488 s.; T.2. 471 p.

Sergeev K.A. Slinin Ia.A. Dialektika kategorial’nykh form poznaniia (Kosmos Aristotelia i nauka novogo vremeni) (Dialectics of categorical forms of knowledge (Aristotle’s cosmos and the modern science)). Leningrad: LGU 1987. 169 p. 129

Khaidegger M. Vremia i bytie: Stat’i i vystupleniia (Time and being: Articles and Speeches). Per. s nem. V.V.Bibihina. Moscow 1993. 447 p.

Dil’tei V. Vozzrenie na mir i issledovanie cheloveka so vremen Vozrozhdeniia i Reformatsii (World-intuition and the analysis of humanity since the Renaissance and Reformation). Per. s nem. M.I. Levinoi. Moscow; Ierusalim 2000. 464 p.

Fuko M. Slova i veshchi. Arkheologiia gumanitarnykh nauk (Th e Order of Th ings: An Archaeology of the Human Sciences). Per. s fr. V.P.Vizgina N.S.Avtonomovoi. St Petersburg 1994. 405 p.

Bruno D. Dialogi (Dialogues). Per. s lat. A.I.Rubina. Moscow 1949. 552 p.

Piko della Mirandola D. Estetika Renessansa. Antologiia (Th e aesthetics of the Renaissance. Anthology): v 2 t. Per. s lat. L.M.Braginoi. Moscow 1981. T.1 pp.248–305.

Alymova E.V. Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S.Pushkina. Nauchnyj zhurnal. Serija: Filosofija. 2009. N 3 T.2 pp.17–25.

Panofski E. IDEA: K istorii poniatiia v teoriiakh iskusstva ot antichnosti do klassitsizma (IDEA: On the history of the concept in the theories of art from classical antiquity to). Per. s nem. Iu.N.Popova. St Petersburg 1999. 237 p.

Загрузки

Опубликован

13.12.2018

Как цитировать

Толстенко, А. М. (2018). МАТЕМАТИЧЕСКИЙ «ПОЙЭСИС»: СТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 29(1), 52–60. извлечено от https://philosophyjournal.spbu.ru/article/view/3311